О режиссерах и произведениях. В зале Ростовского областного академического молодежного театра гаснет свет. Занавес. Небольшая повозка-балаганчик, спускается на сцену откуда-то сверху. Необычная история из жизни Наполеона в одном действии.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Режиссер, особенно театральный, имитатор, попугай, если хотите. Основная его задача найти сценический эквивалент драматическому произведению. А уж каким именно способом он будет это делать, это уже третье. То ли он просто перенесет героев и сюжет на сцену, придаст им объем. То ли наполнит спектакль глубиной, дополнительными смысловыми нитями, иллюзиями, с позиции своего личностного восприятия. Оба варианта возможны. Лично я считаю, что театр не музей и не кафедра исторического факультета. Театр должен быть современным, даже если на сцене совершеннейшая классика.
«Избранник судьбы» Бернарда Шоу премьера этого сезона в Ростовском молодежном театре. Постановка приглашенного немецкого режиссера Mac Bekova.
Италия. Трактир «Джузеппе Гранди и Ко». Обеденная зала. На сцене столик со стульями и манекены, лица которых весьма знакомы. Наполеон ждет своего адъютанта с важными депешами из Парижа.
Этот спектакль совершеннейший балаган: повозка, появляющаяся вначале, намек. Но, не смотря на это, я не изменил ни строчки автора. Да и как можно изменить хоть букву у Шоу? Даже авторские ремарки я оставил. Немцы, наверное, не поняли бы этот спектакль. Они не понимают русский театр переживаний Станиславского. У них свой кумир Бертольд Брехт, отсюда и театр представления, говорят о чувствах, но не чувствуют. Я всегда пытался и пытаюсь совместить эти две традиции.
Почему Шоу? Потому что тогда, но о теперешнем. Меня
Когда я первый раз приехал сюда в июле, разговор шел о другой пьесе и другом авторе. Но потом оказалось, что в театре есть своя музыкальная группа, есть замечательный Алексей Екимов композитор, который написал уникальную музыкальную часть, есть Лариса Олеговна Лелянова главный режиссер Молодежного, которая перенесла свою постановку на малую сцену, а приглашенному неизвестному дядьке отдала большую. Поэтому Шоу. Знаете, в Германии такой истории случиться не могло. Когда я ушел из своего первого немецкого театра и пытался устроиться в другой (не новичок, с дипломом и портфолио), главный режиссер мне сказал: «В этом театре только я Бог, и другого мне не надо».
О странах и нравах
Депеши утеряны. Судьба итальянской военной кампании висит на волоске. Cherche la fame!
Для немцев вот так, запросто, поделиться сценой, успехом, зрителем, деньгами,
Все бумаги оказываются у дамы. Неизвестной. Она, по счастливой случайности, остановилась в той же гостинице.
Изменилась ли Россия? Да. И не в лучшую сторону. Изменилась и сама страна, но, что для меня неприятно, изменились люди. Этот оголтелый капитализм сделал людей жестче. Хамовитее. Исчезло милосердие. Даже вежливость теперь не норма и воспитание, дань уважения к самому себе. Это щит, которым прикрываются от хамства и жесткости. Я специально езжу в маршрутках: наблюдаю. Да что далеко ходить: актеры театра репетируют потолок поднимается. Сплошная нецензурная лексика. Совсем язык изгадили. Вернулся в Германию и сам стал отпускать словечки. Потом
Я не говорю, что в Германии все солнечно и безоблачно. На мой взгляд, массовое сознание современных людей вообще определяется тремя буквами. Не совсем теми, о которых вы подумали! «ММР»: мальборо, мерседес,
Все бумаги, кроме одного письма, может получить «Великий» Наполеон. Для его же блага. А если попробовать шантаж?
О себе и душе
Я ингуш по национальности, двадцать лет живу и работаю в Германии. У меня жена немка, теща немка. Но я русский, и паспорт у меня гражданина России, с постоянным немецким видом на жительство. Без права голосовать или быть избранным. И не нужно. К власти не стремлюсь. Перед судьбой мы все равны, потому что смертны. А власть, не власть пустое. Я себя определяю как оптимистичного фаталиста. Все в этой жизни от Бога, и ничего сверх того, что мне предначертано, я уже не сделаю. Но как воспринимать это начертанное, твой личный выбор. Я предпочитаю с удовольствием.
Почему уехал тогда? Не потому, что гнали или был
Я тогда переселился в другую
Happy end. С некоторыми нюансами.
Мустафа Беков. Родился в 1952 году в Ингушетии. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино. Специальность режиссер драмы. Двадцать лет назад уехал в Германию.