Первое впечатление: на донской сцене давно уже не было такой комедии — легкой, но содержательной, гротескной, но без задури и выпендрежа, как спектакль «Доходное место» по Островскому, поставленный в Ростовском драматическом театре имени Горького болгарским режиссером Богданом Петканиным.

Впечатления последующие: без изменений.

Напомню, «Доходное место» — история из жизни чиновников. Молодой человек – Василий Жадов (его роль исполняет Алексей Тимченко) — бросает вызов своей среде, своему дядюшке – высокопоставленному чиновнику Вышневскому (засл. арт. России Сергей Власов). Он презирает кумовство и взяточничество и полон стремлений работать честно, жить не по лжи и зарабатывать на жизнь исключительно своим трудом.

Увы, но высокие идеалы разбиваются о беспросветно нищенский быт новоиспеченной четы Жадовых. Не выдержав страданий молодой жены, Жадов решает броситься в ножки дядюшке, признать прежнюю жизненную позицию гордыней, да против дядюшки как раз накануне открыто следствие. Замечен в финансовых махинациях…

Актеры создали великолепные, колоритные характеры: что ни персонаж, то образ, который врезается в память. После некоторых сцен так и хочется сказать: «Бис! Повторите!» И это прежде всего о том, как Фелисата Герасимовна Кукушкина, чиновничья вдова, мать девиц на выданье (нар. арт. России Татьяна Шкрабак), встречает верного помощника Вышневского – Аким Акимыча (засл. арт. России Олег Ширшин) и жениха-чиновника Белогубова. Сколько юмора, сколько изобретательности в этой сцене! Гостей мама и дочки (Екатерина Березина и Елена Золотавина) приветствуют хореографическими выходами с элементами балетных па и акробатики. А как Ширшин танцует цыганочку?! Это можно включать отдельным номером в концерты, успех будет обеспечен в любом зале.

Словно угадав желание зрителей возвратить эти чудесные комические мгновения, режиссер придумал оригинальный ход: второе действие спектакля начинается с краткого изложения в лицах и в живых картинах содержания «предыдущей серии». И голос за сценой вносит остроумные, непредусмотренные драматургом подробности, в характеристику персонажей и событий.

Кстати, этот спектакль мог бы стать и бенефисом Татьяны Шкрабак: вот где — благодарнейшая почва для ее яркого, необыкновенного таланта! Вот в чем она — королева.

Пожалуй, Василий Жадов — самый загадочный персонаж этой пьесы. В самом ли деле готов был, явно начитавшись философических книг, порвать со своей средой или все его прекрасные порывы и обличения — не более чем затянувшееся отрочество с его стремлением все делать наперекор взрослым?

Богдан Петканин посмотрел на эту фигуру еще более жестко и беспощадно. В его трактовке Жадов не так уж и прекраснодушен: позер, фразер, получающий удовольствие от звука собственных речей. Есть в нем что-то от лихих, крушащих все и вся телеведущих, которые со временем весьма органично вписываются в круг сильных мира сего…

Так что спектакль получился без положительного героя. Сочувствовать некому. Впору расслабиться и наслаждаться мастерством драматурга, фантазией режиссера и актерской игрой.