Первое впечатление: на донской сцене давно уже не было такой комедии — легкой, но содержательной, гротескной, но без задури и выпендрежа, как спектакль «Доходное место» по Островскому, поставленный в Ростовском драматическом театре имени Горького болгарским режиссером Богданом Петканиным.
Впечатления последующие: без изменений.
Напомню, «Доходное место» история из жизни чиновников. Молодой человек Василий Жадов (его роль исполняет Алексей Тимченко) бросает вызов своей среде, своему дядюшке высокопоставленному чиновнику Вышневскому (засл. арт. России Сергей Власов). Он презирает кумовство и взяточничество и полон стремлений работать честно, жить не по лжи и зарабатывать на жизнь исключительно своим трудом.
Увы, но высокие идеалы разбиваются о беспросветно нищенский быт новоиспеченной четы Жадовых. Не выдержав страданий молодой жены, Жадов решает броситься в ножки дядюшке, признать прежнюю жизненную позицию гордыней, да против дядюшки как раз накануне открыто следствие. Замечен в финансовых махинациях
Актеры создали великолепные, колоритные характеры: что ни персонаж, то образ, который врезается в память. После некоторых сцен так и хочется сказать: «Бис! Повторите!» И это прежде всего о том, как Фелисата Герасимовна Кукушкина, чиновничья вдова, мать девиц на выданье (нар. арт. России Татьяна Шкрабак), встречает верного помощника Вышневского Аким Акимыча (засл. арт. России Олег Ширшин)
Словно угадав желание зрителей возвратить эти чудесные комические мгновения, режиссер придумал оригинальный ход: второе действие спектакля начинается с краткого изложения в лицах и в живых картинах содержания «предыдущей серии». И голос за сценой вносит остроумные, непредусмотренные драматургом подробности, в характеристику персонажей и событий.
Кстати, этот спектакль мог бы стать и бенефисом Татьяны Шкрабак: вот где благодарнейшая почва для ее яркого, необыкновенного таланта! Вот в чем она королева.
Пожалуй, Василий Жадов самый загадочный персонаж этой пьесы. В самом ли деле готов был, явно начитавшись философических книг, порвать со своей средой или все его прекрасные порывы и обличения не более чем затянувшееся отрочество с его стремлением все делать наперекор взрослым?
Богдан Петканин посмотрел на эту фигуру еще более жестко и беспощадно. В его трактовке Жадов не так уж и прекраснодушен: позер, фразер, получающий удовольствие от звука собственных речей. Есть в нем
Так что спектакль получился без положительного героя. Сочувствовать некому. Впору расслабиться и наслаждаться мастерством драматурга, фантазией режиссера и актерской игрой.