«Красивый дом, красивый сад — вот что человеку нужно», — говорила одна известная поэтесса. Об особенностях нынешней ростовской интерьерной моды, о предпочтениях тех, кто может позволить себе создавать внутреннее пространство дома с помощью профессиональных дизайнеров и художников, мы беседуем с профессором факультета дизайна Южно-российского гуманитарного института, членом Союза художников Мариной Ордынской.

— Марина Валентиновна, нередко можно слышать, что интерьеры состоятельных россиян являют собой смешение стилей, чем перво-наперво и отличаются от западноевропейских. Действительно ли так?

— Смотря что понимать под смешением стилей. В известном смысле и за границей присутствует смешение стилей. Ведь интерьер особняка, родового гнезда — это не что-то застывшее, остановившееся во времени. Он — живой, прирастающий, если это только не чей-то дом–музей, а обитаемое место.

В российских домах, построенных и оформленных с мыслью о родовом гнезде, вы нередко увидите синтез двух-трех стилей. Причем один стиль будет выбран в качестве основного, а другие представлены элементами декора.

Очень распространен и такой вариант: отдельные комнаты выдержаны в разных, но чистых стилях. К примеру, гостиная — пышный, богато декорированный ампир, кабинет хозяина — готика, спальня его жены — милое, уютное и вместе с тем изящное рококо.

Если все это сделано качественно, на высоком художественном уровне, у вас после знакомства с таким домом будет ощущение не стилевого хаоса и диссонанса, а приятного путешествия во времени.

— Для создания «чистого» стиля мебель требуется антикварная?

— Обставить целый дом антикварной мебелью — задача, посильная лишь очень богатым людям. Обычно мебель покупают стилизованную, хороших современных фирм. Антикварная же представлена отдельными предметами. Но на них непременно делается акцент. К примеру, над изящным антикварным столиком в стиле рококо вешают зеркало (не обязательно — антикварное, возможно, просто стилизованное), фоном ему служит стенная роспись: утонченный прихотливый узор с цветами и птичками. Или — в китайском стиле, тоже подойдет.

— Много сейчас поклонников восточных стилей — китайского, египетского?

— Много, потому что эти стили действительно замечательные. Их элементы декора можно по чуть-чуть включать едва ли не в любой интерьер в классическом стиле — получится очень интересно. И к тому же это будет вполне в рамках европейской традиции. Сфинксы у входа, светильники в форме негритят, слонов, жирафов… Все это давно стало частью европейской интерьерной культуры.

Легко вписывается практически во все виды классического интерьера «Китай». Кроме того, сегодня модно выделять в доме «китайский» уголок для чаепитий. Бывает, для этих целей отводится целая комната.

Египетский стиль — необычайно благодатный, его можно  развивать и варьировать от классики до «этно». Однако это — в теории. На практике такой интересный дизайн на пространстве одного дома не увидишь даже в специализированных профильных журналах.

— Ориенталистика — это увлекательно. А как насчет «русского терема»?

— Как это ни удивительно на первый взгляд, но выдержать дом в русском стиле — невероятно сложная затея.

Бревенчатые загородные, охотничьи домики, украшенные деревянной резьбой, росписью по дереву, строят нередко. Но отделать под «русский терем» боярские палаты, родовое гнездо или хотя бы часть дома — мало кому под силу: многотрудные потолочные своды, резные арки, прихотливая стенная роспись… Но дело не только в сложности и дороговизне работ. Когда человек обустраивает свое гнездышко по западным образцам, это считается у нас в порядке вещей. Показателем хорошего вкуса. А если захочет построить дом как русский терем — сразу подозрение: не воинствующий ли русофил?

Поэтому, чтобы жить в «русском тереме», надо быть не только человеком с достатком, но и с сильным характером, крепким социальным статусом.

— А правда, что у хозяев особняков в моде масштабные настенные росписи: от копий известных картин до имитаций старинных или даже античных фресок?

— Есть и такая тенденция. И еще более востребованы пейзажные росписи. Причем заказывают роспись стены под райский или романтический природный уголок не только хозяева особняков, но и люди, живущие в много-этажных домах, — элитных или «сталинках», бывших коммуналках. Ведь имитация природного пейзажа — все эти горки, гроты, водопады — создают иллюзию расширения пространства, скрывают погрешности неудачной планировки.

Такая роспись — словно вид из распахнутой двери или окна на прекрасный сад, сказочный тропический лес. При том, что реальный вид из реального окна даже элитного дома или особняка нередко удручает.

— Наш разговор касается преимущественно классики. А настенный авангард заказывают?

— Такие росписи заказывают либо продвинутые родители для детей-подростков, либо фирмы, ориентированные на современное авангардное искусство.

Здесь живопись можно сочетать с созданием рельефов из материалов, моделирующих поверхность стены. Такие работы гармонируют с модной на Западе философией интерьерного минимализма и создают настроение. Они эксклюзивны. У этого стиля — огромные возможности и перспективы.

— С годами люди меняются, нередко и вкусы их становятся иными. Коврик на стене надоел — можно снять. Как быть, если захочется другой настенный сюжет, другую гамму красок и чувств? Если у дома появится новый хозяин?

Во-первых, не все настенные росписи в домах выполняются непосредственно на стенах. Бывает, что на холстах, которые просто прикрепляют к стенам. Во-вторых, настенные росписи легко закрашиваются, и потому поверх одного сюжета легко нарисовать другой — какой отныне душа требует. Но обычно с тем, что сделано рукой мастера, расстаться не спешат ни прежние, ни новые владельцы.