Историческое сердце Ростова — Соборную площадь — в скором времени ожидают преобразования. Публичные слушания на эту тему прошли в Ростове в Донской публичной библиотеке, куда неожиданно для устроителей обсуждения проекта пришли десятки ростовчан, хотя изначально, если верить слухам, в списках приглашенных числилось всего 7 человек…
Публично, но без публики
Почему публичные слушания предполагалось провести в таком узком кругу не совсем понятно. Член комиссии по их организации, симпатичная кудрявая блондинка, мгновенно утратила приветливый вид, когда я попыталась узнать, по какому принципу отбирались участники обсуждения и почему не пригласили СМИ ведь большинство журналистов узнали о мероприятии случайно, буквально за пару часов до его начала. Поначалу блондинка вообще не хотела разговаривать и посоветовала мне обратиться к ней за разъяснениями в телефонном режиме, но потом, сменив гнев на милость, пояснила, что приглашены были те, «кто в этом непосредственно заинтересован», для прочих было помещено объявление в газете «Ростов официальный», а СМИ они приглашать и вовсе не обязаны. Зачем называть обсуждение проекта публичными слушаниями, если собирались обойтись вовсе без публики?
И все же не обошлись. Архитекторы и проектировщики, представители общественности и ростовского отделения ВООПИК, жители центра Ростова и предприниматели, также случайно узнавшие о «публичных слушаниях», до отказа заполнили небольшой зал, где обсуждался проект. Чувствовалось, что устроители не были готовы к работе в таком формате проект был представлен лишь в чертежах, малопонятных собравшимся, а вот макет объяснил бы многое. Автору проекта не предоставили микрофон, потому презентация прозвучала так тихо, что ее практически никто не услышал
Давно пора
Необходимые пояснения дал главный архитектор донской столицы Алексей Полянский. Главная цель проекта разгрузить центр города от транспорта, откуда он движется на Северный и Западный и на левый берег Дона. Планировка будет осуществляться в границах ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московской, пр. Буденновского, ул. Серафимовича и пер. Семашко. Под Соборной площадью и под транспортным разворотом на Западный будут построены двухъярусные подземные парковки, которые, по идее автора проекта, должны разгрузить от автомобилей прилегающие улицы и переулки. Будут созданы дополнительные остановки, пешеходные подземные переходы, временные торговые ряды, поскольку в окончательном варианте палатки предпринимателей, торгующих здесь ширпотребом и всякой всячиной, должны исчезнуть с Соборной площади «малоформатной торговли здесь не будет» пообещал главный архитектор. Именно так в общих чертах выглядит проект, направленный на удовлетворение растущих потребностей города в автомобильных парковках.
Необходимость преобразований исторического центра Ростова очевидна. То дикое торжище, что ныне раскинулось вокруг Соборной площади, очень далеко от цивилизации, как и автомобильный беспредел во всех прилегающих переулках. Туристов и гостей сюда водить стыдно. Сегодня вряд ли кто поверит, что в конце XIX на улице Московской от нынешнего Буденновского до проспекта Семашко, где ныне высится несуразный «дом Бояркина» был зеленый бульвар, где с удовольствием прогуливались ростовчане. Торговля здесь разрешалась лишь до 7.30 утра. Потребность в зеленом ухоженном центре с минимумом автомобилей и пешеходными зонами испытывают и нынешние ростовчане. А потому первые шаги городских властей по преобразованию этого места, казалось бы, надо только приветствовать. Тем более что проект не предполагает строительства торговых объектов, что позволяет снять с администрации Ростова всякие подозрения в желании расширить рыночные площади.
Минусы и плюсы
Однако публика приняла проект с изрядной долей сомнений и опасений. Ведь если следовать логике, то транспорт из центра города надо уводить, сделав его недоступным для автомобилистов. А строительство двух крупных автостоянок лишь увеличит его приток получается полный абсурд И сколько будет стоить парковка, осилят ли ее рядовые ростовчане? Недаром уже имеющиеся в Ростове парковки в «Купеческом дворе» и торговом центре «Астор Плаза» пустуют именно изза высокой цены. Не получится ли так, что и вновь выстроенные не будут пользоваться спросом, а прилегающие улицы, как обычно, будут забиты автомобилями?
Нельзя забывать и об охранной зоне Ростовского Кафедрального собора, неприкосновенной с точки зрения закона, а ведь именно на ее территории планируется создать подземную парковку, что сравнили со строительством парковки под Красной площадью. Кроме того, такое строительство может нарушить геологический режим, способствовать поднятию на поверхность подземных вод, что может негативно сказаться на колокольне собора, предостерегли специалисты.
Большие опасения вызывает и судьба имеющихся в зоне реконструкций памятников истории и культуры. В первую очередь речь идет о доме купца Максимова, первом каменном доме Ростова, где размещалась до строительства померанцевского здания на Большой Садовой ростовская Дума. Есть мнения, что памятнику угрожает опасность, несмотря на все заверения властей, что историческим и архитектурным объектам в зоне реконструкции ничего не грозит. Но как уточнил А. Полянский, лишь до тех пор, « пока собственники зданий не согласятся их реализовать». Значит ли это, что администрация Ростова уже делала такие предложения владельцам зданий, которые сегодня имеют на руках охранные обязательства? И, можно предположить, что лишь только памятники окажутся городской собственностью, их «пустят в расход», ссылаясь на нужды все того же города?
Правда, если будет утверждена схема «красных линий», то проблема вроде бы отпадает. За ее границу нахально вырывается только пресловутый «дом Бояркина», который, надо полагать, наконец, снесут. И это несомненный «плюс» предполагаемых преобразований.
Надо отметить, что, несмотря на своевременность и очевидные достоинства проекта, публика весьма настороженно отнеслась к нему. Сказывается то большое недоверие, которое испытывает большинство ростовчан к позиции городских властей по сохранению памятников истории и культуры. Косвенно ее подтвердил и главный архитектор Ростова А. Полянский. На напоминание о том, что охранную зону собора никто не вправе нарушать по закону, он ответил:
« да, нарушать закон не имеем права. Но город реализует свое право реализовать свой проект». Очень надеемся, что не в обход закона! Иначе Ростов может недосчитаться уникальных для нашего города исторических зданий, которых и так осталось не слишком много