Думаете, бизнес появился в России только в 90-­е? Ошибаетесь. В 1976 году режиссер Марина Голдовская сняла фильм «Архангельский мужик», о советском «бизнесмене».

Главный герой не захотел бросать дом своего отца и уезжать из опустевшей деревни. Наоборот, взял из совхоза 1000 голов скота, создал семейную артель и решил зарабатывать деньги. Зарабатывать, трудясь, выцарапывая каждый метр пастбища у суровых таежных лесов. И не понимал тогда никто, чего ему спокойно в совхозе не сиделось. Руководство совхоза, признавая эффективность и производительность такой семейной артели, то технику не выделяло, то бычков назад забирало — не вписывался он со своим трудом в бумажные законы. А в спину неслось: «Кулак!».

Сейчас кулаком никто не назовет, но открыть свое дело все так же сложно. Особенно, учитывая отношение нашего общества к бизнесменам: «ворюги и бандиты», — говорит кинорежиссер Владимир Герчиков, президент гильдии неигрового кино и телевидения. — Поэтому мы решили  открыть первый межрегиональный фестиваль документального кино «Бизнес по­-русски» именно этим фильмом.

Фестиваль проходил в Екатеринбурге, Москве и Ростове. Главная его цель — формирование позитивного образа российского бизнеса. Это особенно актуально в преддверии 2011-­го — Года предпринимателя в России. В программе фестиваля — семь документальных фильмов — очерков. Если «Архангельский мужик» 1976 года — это как бы зачин истории, ретроспектива, то фильм Игоря Григорьева «Расслоение» снят буквально только что. Он рассказывает о трех краснодарских фермерах, когда­-то получивших паи из земель бывшего колхоза. Вместо того чтобы продать свои гектары или оставить их бурьяну, они стали фермерами: «Многие на деньги от первого урожая понакупали себе мебели, телевизоров. Я вернул их обратно в землю, все до последней копейки. Первые несколько лет прибыли не было вообще. И было очень страшно. Раньше не знали, что делать с 10000 га, а теперь думаем, откуда взять еще — растем. Недавно вот случайно заехали на завод по производству чипсов, теперь выращиваем для них картошку по контракту».

Все фильмы — истории людей, у которых хватило смелости начать свое дело в нашей стране, которые не побоялись трудностей и необходимости работать 24 часа в сутки. Среди героев картин — ненец­-оленевод, бизнесмен­-каскадер, глава артели золотодобытчиков, женщина­-политик, а ныне бизнес-вумен. Один из фильмов в программе фестиваля называется «Тот самый Урюпинск». Это хроники попытки рейдерского захвата москвичами крупного городского предприятия, которая была отбита предпринимателями и жителями Урюпинска. Этот фильм включен в программу фестиваля для того, чтобы еще раз напомнить зрителям: за свое дело надо бороться, даже если соперник — большие деньги и жажда наживы.

К сожалению, фильмов о предпринимателях Ростовской области в программе фестиваля не было. А жаль, рассказать есть о ком. Взять хотя бы героев некоторых публикаций «Нашего времени».

Настоящее документальное кино не дает готовых ответов, оно дает импульс к размышлению. Но, к сожалению, оно абсолютно некоммерческое. У документального кино не бывает высоких кассовых сборов. А снимать его на какие­то средства надо. Так что такие фестивали — пока редкое явление для российского зрителя. Но организаторы надеются, что «Бизнес по­-русски» станет ежегодным в первую очередь для того, чтобы объяснить: открывать свое дело — не страшно, для этого просто нужны трудолюбие и желание.