«Прочь, нужда и безработица! Азов включен в сеть…» Какую, думали бы вы? Нет, эти надежды и упования не связаны с нынешними новыми технологиями.

Так одна из местных газет писала сто лет назад в связи со строительством железнодорожной ветки Ростов — Азов, и речь шла о сети железных дорог.

Прибытию в Азов первого поезда посвятил свою выставку Азовский историко­-археологический и палеонтологический музей­-заповедник, а назвал ее «Дорога в новую жизнь…».

Торжественное открытие новой железнодорожной ветки произошло 6 декабря (по старому стилю) 1910 года. «Вокзал стоит в стороне, и к нему со всех улиц, выходящих на вагон, двигался народ», — сообщал в те дни «Голос Приазовья».

— Народу собралось много. Полиция разгоняла зевак, чтоб под поезд не попали, — рассказывал на презентации выставки священник соборной церкви Азовской иконы Божией Матери о. Александр. В тот далекий день его предшественник — известный в Азове батюшка Алексей Воздвиженский — совершил по прибытии первого поезда молебен и окропил святой водой и тот невеликий первый состав (один вагон — товарный, для багажа, один — 4­-го класса, один — второго и один, но длинный, — 3­-го класса) и — железнодорожные пути.

Вагонов первого класса на таких маршрутах не полагалось. Но вот событие было такого масштаба, что на него откликнулись даже — нет, не первые, правда, но очень важные лица государства: азовский городской голова Вениамин Мышкин получил поздравительные телеграммы и от министра путей сообщения, и от Столыпина.

Регулярное железнодорожное сообщение между Ростовом и Азовом началось, однако, только в августе 1911 года. А до этих пор, как объяснил консультант выставки — директор музея СКЖД Владимир Бураков, строили перроны, производили другие работы, обеспечивающие комфортную и безопасную поездку. Поезда в этот период ходили от случая к случаю.

Елена Николаевна Морозова была заместителем начальника железнодорожной станции Азов с 1973 по 1996 гг.

Она с воодушевлением описывала завидные пассажиро– и грузопотоки тех лет: одних только электричек до Ростова было 9 пар! Теперь не то… Теперь только две пары, и, того гляди, подойдем к расписанию 1914 года, когда в день было только по два рейса из Ростова в Азов и обратно.

Это расписание — в витрине выставки. Здесь также можно увидеть реконструкцию кабинета начальника станции (кон. XIX — нач. XX века), целую коллекцию старинных чемоданов и шляпных коробок. Здесь можно не только увидеть, но и услышать станционный колокол. Такие колокола подавали перед отправлением поезда три зычных предупредительных сигнала.

Есть на выставке и загадка. Цитата из газеты тех лет свидетельствует о том, что первый поезд из Ростова прибыл в Азов в 11 часов 30 минут пополудни. А в соседней витрине — телеграмма, отправленная из Ростова накануне. В ней сообщается, что поезд отправится из Ростова в путь в 2 часа 30 минут дня.

Не сходятся цифры! Версии в связи с этим рождаются разные: то ли телеграфист допустил ошибку, то ли, как считает автор выставки — старший научный сотрудник Светлана Черцова, что-­то переменилось в последний момент. Есть и предположение романтическое: а, может, вышел поезд из Ростова не днем, а ночью, шел, как паровозик из Ромашково, останавливаясь то здесь, то там, чтобы полюбоваться звездным небом? А, может, на каждом километре его встречали праздничными транспарантами, и он не мог проехать мимо?

В общем, обозначилась еще одна тема для краеведческого исследования. Возможно, к следующему юбилею отгадка найдется.