Наверное, мы уже просто привыкли — говоря о Новочерасске, привычно добавлять «столица донского казачества», забывая при этом об уникальности этого города, выстроенного атаманом Платовым на высоком Бирючьем куту. А ведь ничего похожего не имеет ни терское, ни кубанское, ни яицкое казачество…
Фото/Видео: Елена Слепцова
Потому стоит внимательнее присмотреться к тому, в каком состоянии находятся памятники казачьего наследия в Новочеркасске. И всегда ли оправдана «вкусовщина» чиновников, от которых во многом зависит их сохранность?
На «экскурсию» в казачью столицу мы отправились вместе с Юрием Солнышкиным, руководителем реставрационных мастерских института «
Ехали с оказией, поскольку сейчас Ю. Солнышкин с группой коллег осуществляет авторский надзор
То ли пони, то ли комарик
Выходим на лощадь Ермака, чей памятник на фоне собора как визитная карточка Новочеркасска. По масштабам и сама площадь, и величественный памятник атаману напоминают размах северной столицы
Конный памятник Платову прямо напротив Войскового собора выглядит так, словно сидит атаман не на добром коне, а на пони А еще жители Новочеркасска часто называют тонконогого жеребца «комариком», присевшим у собора.
По мнению Ю. Солнышкина, памятник потому и не вписывется в соборный ансамбль, что сделан был в свое время для Старочеркасска, где масштабы совсем другие. Установленный же перед площадью величественного Войскового собора, он сразу «потерялся». Выход есть, считает Ю. Солнышкин, памятник следует установить в районе Малого Мишкина, в бывшей усадьбе атамана Платова у храма с усыпальницей. Если расположить его на скалистом обрыве месте Поклонного креста, то выглядеть там он будет достойно.
Что за мальчик на могилке?
задается вопросом Ю.Солнышкин, показывая другой монумент позади собора, посвященный казакам, воевавшим в годы Гражданской войны друг против друга. Под крестом на могильном холмике двое казачка, поднявшая руку в благославляющем жесте, а впереди
Граф в «советском обрамлении»
В пяти минутах ходьбы от упомянутого монумента Платову второй памятник атаману, а точнее первый. Впервые воздвигли его в мае 1853 года на добровольные пожертвования казаков, о чем гласила надпись на его цоколе, утвержденная в свое время Николаем I: «Атаману графу Платову за военные подвиги с 1770 по 1816 год. Признательные донцы».
Это был первый монументальный памятник не только в Новочеркасске, но и на Дону, идея его принадлежала наказному атаману М.Г. Хомутову. Отливали его в мастерской известного столичного скульптора П. Клодта (помните его коней на Аничковом мосту
Понятно, что уже в первые годы советской власти «памятник графу» был снят с пьедестала и отправлен на переплавку. Его место на постаменте занял В.И. Ленин. А ровно через 70 лет после уничтожения скульптуры в мае 1993 года опять произошла рокировка исторических персонажей. Памятник атаману был воссоздан и вновь водружен на пьедестал. Историческая справедливость восстановлена?
«Не до конца, ворчит Юрий Николаевич. За те десятилетия, что здесь стоял Ленин, памятник «оброс» советскими атрибутами, исчезли не только пушки, но и литая ограда. Тут многое надо демонтировать и переделать. В своем проекте начала 90-х годов я все это предусмотрел. Специально съездил
Казачьей славе привет из Турции
Через сквер позади монумента Платову выходим к зеленым лужайкам с молодыми туями перед фасадом Атаманского дворца. Эти веселые газоны разбиты городской администрацией на месте дворцовой площади, по брусчатке которой некогда маршировали бравые казачьи полки перед Александром III, дважды посетившим казачью столицу в 1879 и в 1887 годах. И куда увезен камень брусчатки неизвестно, хотя его можно было бы использовать при реставрации площади перед Войсковым собором
Прямо перед балконом, с которого принимались парады, установлен фонтан, привезенный из Турции. Пухлозадые амуры и львиные морды, которыми он декорирован, странно смотрятся на этом месте, перевидавшем столько всего на своем веку, включая расстрел рабочих 1962 года. Скромный памятный камень в честь тех трагических событий хрущевских времен просто теряется на фоне черных мраморных глыб по кругу фонтана. Такой вид историческое место приобрело благодаря вкусам бывшего мэра города, «преобразившего» его до неузнаваемости А фактически уничтожившего Дворцовую площадь казачьей столицы.
Дворец не курень
Последняя горькая капля экскурсия по Атаманскому дворцу. В свое время под руководством Ю.Солнышкина были отреставрированы часть его помещений, три парадных зала второго этажа в том числе. Входим в «белый зал» (ныне актовый) и опять накатывает ощущение, что находишься в Эрмитаже. Собственно говоря, на этот эффект и рассчитывали, сооружение дворца отвечало особым целям торжественной парадности, столичной представительности. Потому «белый зал» воспринимается скорее золотым богатая лепнина потолка, золотистый накат на стенах, сверкающий паркет, роскошные драпировки, зеркала в резных рамах, ковры Наверное, таким он и был в 1879 году во время приезда в Новочеркасск Александра III, к визиту которого был сделан капитальный ремонт на фантастичсекую по тем временам сумму около 20000 рублей. Примерно так же выглядят и два других зала, отреставрированных Ю. Солнышкиным в содружестве с известной строительной фирмой «Чернявский и К0». Реставрационные работы выполнялись по сохранившимся историческим документам и проведенным зондажам никакой «отсебятины», отсюда и ощущение столичной роскоши.
И резко разнятся с ними остальные залы встречаются выщербленный и затоптанный паркет,
Такой контраст выполненных работ объясняется просто бывшему министру культуры РО не понравилось качество работ всех трех залов, выполненных кропотливо, с дотошным отношением к реставрации интерьеров. Реставратора Ю. Солнышкина и подрядчика сменили вот и результат. Тоже «вкусовщина», на этот раз чиновника от культуры.
Складывается впечатление, что напрочь забыто, что Атаманский дворец
Чтобы привести Атаманский дворец в надлежащий вид, сделать нужно многое, убежден Ю. Солнышкин. До сих пор не восстановлены декоративные детали фасадов и утраченные элементы здания. Еще в 20-е годы был утерян купол на домовой церкви, когда здание дворца передали исполкому. Необходимо также восстановить террасу с балконом на южном фасаде, реставрировать балкон на северном, воссоздать ограду подворья, благоустроить территорию у Атаманского дворца, воссоздать историческую среду площади.
Для реставраторов здесь непочатый край работы, ведь Атаманский дворец памятник гражданской архитектуры середины XIX века, которых на Дону осталось мало.
Но интересует ли реставрация этого уникального памятника