Сорок лет назад советские женщины получили, наверное, самое оригинальное поздравление к 8 Марта. Цифра «восемь» в честь праздника была «нарисована» на поверхности Луны.

Об этом мужском «подарке» до сих пор знают лишь посвященные. С одним из них — водителем советских луноходов В. Довганем — встретился корреспондент «Нашего времени».

Вячеслав Георгиевич приехал в Ростов для участия в школьной конференции юных техников «Космонавтика». В нашем городе у Дона прошла его молодость. Дов­гань служил здесь в Ростовском высшем артиллерийском училище.

«Четыре парада шагал на Театральной площади в шеренгах курсантов РАУ», — вспоминает он. Потом была служба в Белорусском военном округе в ракетных вой­сках стратегического назначения и учёба в Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского. После её окончания — направление в войсковую часть 14109 под Симферополем. За номером скрывалось особое назначение. Это был один из шестнадцати научно-измерительных пунктов по управлению отечественными космическими аппаратами.

В 1968 году в часть поступила телефонограмма из Москвы о том, что ведётся набор военных инженеров для дальнейшего исследования космического пространства. В числе отобранных оказались В.Г. Довгань и несколько его сослуживцев.

Из сорока добровольцев со всего Союза было выбрано только 17. После того, как озвучили цель набора — телеуправление передвижной научной лабораторией на Луне, осталось четырнадцать. В конструкторских бюро, создавших луноход, будущие члены экипажа прошли специальный курс учёбы.

Учились управлять технологическим образцом — точной копией первого советского лунохода — на лунодроме. И только когда все движения были отточены до автоматизма, были созданы два расчёта в экипаже лунохода: командиры Николай Ерёменко и Игорь Фёдоров, водители Вячеслав  Довгань и Габдулхай Латыпов, штурманы Константин Давидовский и Викентий Самаль, радиооператоры Николай Козлитин и Валерий Сапранов, борт­инженеры Альберт Кожевников и Леонид Мосензов. Кстати, Константин Давидовский и  Альберт Кожевников — выпускники Ростовского высшего артиллерийского училища.

17 ноября 1970 года лунный космический аппарат «Луна-17» успешно  доставил в Море Дождей «Луноход-1» — первый в мире внеземной транспорт. Когда он сделал свои первые двадцать метров на Луне, земной экипаж облегчённо вздохнул.

Незнакомую лунную поверхность исследовали осторожно. Но без нештатных ситуаций не обошлось. 10 декабря 1970 года луноход угодил в кратер. Девять часов длилась операция по вызволению его из «плена». В итоге луноход благополучно вышел задним ходом и в течение более одиннадцати лунных суток (а по земным меркам 301 день — до 4 октября 1971 года) исследовал поверхность Луны и окололунное пространство…

— Но первый человек, побывавший там, был американец Армстронг, — уточняю я. — Не секрет, что мы соперничали с Америкой в освоении лунной территории…

— Не ощущали мы никакого соперничества, — отвечает В.Довгань. — Возможно, оно и было в политическом смысле. Но нам казалось, что мы работаем с американцами бок о бок и вместе делаем общее дело…

Итоги первой лунной экспедиции В.Довгань помнит с точностью до последней цифры. Пройдено 10540 метров и исследовано 80 тысяч квадратных метров площади Луны. В 537 точках был получен анализ физико-механических свойств лунного грунта, а в 25 точках — его химический экспресс-анализ. Пункт управления луноходом принял более 25 тысяч телевизионных снимков и 211 фотопанорам. В 157 сеансах связи на борт лунохода было выдано 24820 радиокоманд.

За сухими цифрами — незабываемые впечатления.

— Восход Солнца на Луне никто, кроме нас, не видел, — замечает Вячеслав Георгиевич.

Первой лунной колее уже исполнилось сорок лет — 17 ноября 2010 года. А на днях, 9 марта, случится другая дата. Сорок лет назад, по инициативе команды лунохода, на Луне была «нарисована» цифра «восемь». Таким необычным образом экипаж захотел поздравить дам с Международным женским днём. 8 марта сделать это не получилось по техническим условиям. А вот 9-го всё прошло успешно. Нарисованная лунной пылью «восьмерка» до сих пор «красуется» на поверхности спутника Земли. Поскольку на Луне нет атмосферы, она там навечно. Как пример, наверное, самого романтичного поздравления с Женским днём в истории человечества.