Эта графика сродни ювелирному искусству: точные, тонкие штрихи и такие крошечные детали, что рассматривать их впору с лупой. Не разглядеть обидно: ведь смыслом наполнена и самая малость. Львовская школа!

…Выставка работ представителей этой школы за двухсотлетний период, начиная с XIX века, открыта сегодня в Ростовском музее современного изобразительного искусства. Здесь — гравюры и экслибрисы, книжные иллюстрации и поздравительные открытки. В основе экспозиции — графика из частных собраний преподавателя ЮФУ, кандидата философских наук Игоря Введенского и профессора ЮРГИ, художника Марины Ордынской.

— Все, что вы видите на нашей выставке, — это творчество людей, каждый из которых и художник, и философ, и поэт, и большой трудяга. Ведь графика требует значительных временных затрат, фантастической самоотдачи, — говорит директор музея Марина Приходько.

Прозвучавший на открытии выставки рассказ выпускника 60-х годов Львовского полиграфического института Геннадия Гелеверова о тамошней атмосфере времен его студенчества походил на отрывок из хроник какого-нибудь средневекового западно-европейского университета. Только представьте преподавателя-энциклопедиста, который при необходимости легко заменяет коллег и читает добрую половину дисциплин институтского курса! Или — преподавателей, которые в дружеском кругу беседуют  так, что один говорит на польском, другой — на украинском, третий — на сербском, четвертый — на немецком и т. д., все друг друга понимают, потому что каждый знает по 6-7 языков!.. Фантастика. Удивительно ли, что студенты в этом вузе были нацелены на то, чтобы выйти за рамки узкопрофессиональных знаний, а в своем деле приблизиться к совершенству?

Эпиграфом к этой выставке взяли слова одного из художественных критиков Серебряного века о том, что графика — это аристократизм искусства. Аристократизм плохо сочетается с нынешними реалиями, нет ему места в нашей жизни. Вот и художники-графики все чаще переквалифицируются в живописцев: живопись на рынке куда востребованнее. Но…

— Графика не умирает, она просто уходит в «подполье», — уверена искусствовед Ольга Кривцова. — А ведь часто из того, что в «подполье», и вырастает настоящее искусство.

Кстати, и многие львовские графики в советское время были «подпольщиками». Или творили в свободное от работы время…