Рассказывают, будто художник Клод Моне, поразивший мир необычными живописными эффектами, грустил на склоне лет оттого, что как ни старайся, а всего богатства природных красок на полотно не перенесешь.

Еще в средневековой Японии появились мастера, которые и не задавались подобной целью, а изображали красоты природы с помощью красок самой природы — засушенных листьев и лепестков. Это искусство получило название ошибана.

Сегодня не только ценители, но и практики ошибаны есть во многих европейских городах. В Ростове его традиции продолжает и пропагандирует Евгения Григорьян.

Ее первые выставки состоялись в Ростовском областном краеведческом музее, а на днях Евгения Григорьян давала там мастер-класс для учеников одной из художественных школ.

Лист бумаги (обычно используется специальная, для пастели), на которую наклеена даже незатейливая композиция из листков–лепестков — это уже ошибана. Но у Григорьян — настоящая флористическая живопись (теперь нередко это древнее искусство называется именно так, на европейский лад). Ведь с помощью лепестков, усиков растений, тончайших кусочков коры Григорьян пишет натюрморты и пейзажи, людей и животных.

Однажды Евгения Григорьян сделала в технике ошибане иллюстрации к книжке стихов для детей — получились забавные картинки с улыбающимся солнышком, котятами, слонятами в стиле детских рисунков.

Эта техника очень хороша при изготовлении эксклюзивных открыток. Такие были модны в XIX веке, когда многие знали и могли легко расшифровать язык цветочного послания: к примеру, василек означал просьбу быть проще, анютины глазки символизировали веселье и развлечение и т. д. Теперь эту символику мастера ошибаны редко принимают в расчет, но адресаты таким открыткам по-прежнему рады.

…Ученики художественной школы с помощью красок (то есть гербария), которыми поделилась с ними на мастер-классе Евгения Григорьян, листов бумаги и клея ПВА довольно-таки быстро составили симпатичные цветочные композиции. Но если бы им самим пришлось трудиться над такой палитрой, не знаю, многие ли бы решили заниматься ошибаной. Кропотливое это дело, долгое: ведь для того, чтобы листик превратился в качественную «краску», надо не меньше недели держать его под прессом, ежедневно проветривая.

Правда, как сказала Евгения Юрьевна, в Москве уже появились магазины, в которых продают «краски» для ошибаны. Это очень удобно, но, увы, дорого.

Кстати, некоторые «краски» Евгения Григорьян «производит» сама: выращивает цветы, из которых и составляет свои композиции.

Флористической живописью врач-эпидемиолог Евгения Григорьян увлеклась четыре года назад благодаря книге Людмилы Белецкой «Креативные картины из листьев и цветов». Она уверена, что это занятие не только приятно, но и полезно: ведь многие растения и в гербарии не утрачивают свой целительный аромат. Так что, еще только перебирая эти «краски», как минимум, улучшаешь настроение.