• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
4 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Культура
  • За три дня и три ночи

За три дня и три ночи

г. Новошахтинск
Дата публикации: 22 апр 2011 г.

В Новошахтинском драматическом  театре родилось три спектакля

Марина Каминская
Марина Каминская
1981

Фото/Видео: Марина Каминская

За три дня и три ночи

Кто не слышал про предпремьерный аврал, когда в последнюю ночь что-то там доделывается и переделывается в костюмах, реквизите, декорациях? То, что происходило на прошлой неделе в Новошахтинском драмтеатре, тоже можно было бы назвать авралом. Но это был, пожалуй, самый необычный аврал за всю историю донского театрального искусства.

Во-первых, это был аврал по расписанию. Во-вторых, устроил его государственный Театр Наций (с благословения российского Министерства культуры). В-третьих, такой аврал еще нужно заслужить.

Официальное название этого аврала — семинар-лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры. Семинар-лаборатория экспериментирует. Эксперимент заключается в том, что в театры малых городов России пребывает «творческий десант»: молодые режиссеры, театральные педагоги. За три репетиционных дня они делают постановки по современным пьесам и выносят их на суд зрителей, но не как готовые спектакли, а как эскизы. Что на этом «полотне» требуется еще прописать, какие краски добавить — обсуждается потом вместе со зрителями.

— Эта идея родилась благодаря встрече осенью прошлого года президента Дмитрия Медведева с видными деятелями отечественного театрального искусства, — говорит художественный руководитель Новошахтинского драмтеатра Светлана Сопова. — Вопрос существования и развития театров малых городов стоит в России очень остро. Президент проявил внимание к этой проблеме, сказал, что замечает, как увлеченно говорят люди в таких городах о своем театре. Ведь эти театры значат в их жизни столько, что порой их можно сравнить с градообразующими предприятиями.

Среди участников этой встречи был выдающийся актер, руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Поддержку театров малых российских городов Театр Наций считает одним из своих приоритетных направлений и много чего полезного и важного делает в этой связи. После той встречи с президентом возникла идея нового проекта в помощь таким театрам. Первые в стране спектакли-эскизы в рамках этого проекта появились в Великих Луках, Рыбинске и Балаково. Мы — четвертые.

Участие Новошахтинского театра в таком эксперименте Светлана Сопова считает счастливым случаем. Произошел он раньше — когда в театре раздался звонок известного театрального критика, одного из экспертов национальной премии «Золотая маска» Олега Лоевского. Он прочел о творческих исканиях новошахтинцев в одном из журналов, очень удивился, почему этот театр еще не попадал в поле его зрения, и решил приехать в Новошахтинск, чтобы убедиться, так ли интересен тот театр, как о нем пишут.

Ну и?.. То, что уже в качестве руководителя семинара-лаборатории Лоевский вновь приехал в Новошахтинск и провел здесь этот эксперимент, красноречиво свидетельствует о том, как он оценил достижения и творческий потенциал новошахтинской труппы.

Конечно, спектакль за три дня и три ночи — это художественное преувеличение. Но небольшое. Все началось с того, что в театр прислали свыше трех десятков современных пьес (это принципиальный момент: познакомить провинцию с образцами современной российской и зарубежной драматургии) и предложили выбрать три. С этими тремя недели за три до первой репетиции познакомились московские режиссеры, которым предстояло работать в Новошахтинске. А вот сами репетиции и вправду заняли дня три, да к тому же перемежались с тренингами по сценическому движению и сценической речи.

Что из всего этого вышло и почему такой короткий срок (обычно на репетиции отводится месяц-полтора).

По поводу срока: есть такая теория, что интенсивные репетиции, которые проходят в кратчайшие сроки, позволяют актерам преодолеть сложившиеся у них штампы. Едва ли это бесспорно, однако в Новошахтинске эксперимент удался. И неискушенная публика, и искушенная — работники других донских театров — были приятно удивлены: спектакли-эскизы продолжительностью не более часа и захватывали, и волновали.

Народный артист СССР Михаил Бушнов воздействие эксперимента на новошахтинских актеров сравнил с мощной витаминной инъекцией. Его ростовские коллеги говорили в кулуарах: «Нам бы такой семинар! Почему такие пьесы не идут в наших театрах?».

С дальним прицелом, чтобы обогатить репертуар, новошахтинцы выбрали для эксперимента остроумную пьесу для подростков Ульриха Хуба «У ковчега, в восемь» (о поисках Бога в себе и великой силе дружбы — через переосмысление истории Всемирного потопа), трагедию Ильмара Вилквиста «Ночь Гельвера» и драму Ивана Вырыпаева «Иллюзии».

После спектакля зрителям предложили решить судьбу спектаклей-эскизов голосованием разноцветными карточками. Вариантов было три: а) считать эскиз завершенной картиной, б) забыть увиденное, как страшный сон, в) продолжить работу над постановкой. Последний победил во всех трех случаях с большим перевесом.

И что же дальше? Чтобы завершить работу, нужны дополнительные средства. Где взять? И кто будет завершать? Режиссеры эскизных работ, хоть и молодые, но востребованные: Елена Невежина, Кирилл Вытоптов, новоиспеченный лауреат «Золотой маски» Александр Хухлин — сегодня они ставят спектакли на престижнейших сценах страны…

Есть надежда, что работа над лучшими спектаклями-эскизами сможет продолжиться благодаря системе грантов. Этот вопрос обсуждается в верхах. Но хорошо, если бы новошахтинцам помогли уже сегодня и на областном уровне. И тогда спектакль «У ковчега, в восемь» (реж. Е. Невежина) мог бы стать одной из самых заметных постановок донского театра последних лет для детей и подростков. Очень мобильной к тому же, удобной для работы на выезде.

И еще. Напомним, что здание, в котором располагается Новошахтинский драмтеатр, прежде было кинотеатром. Его ремонт и переустройство не смогли решить всех проблем, связанных с первоначальной непрофильной планировкой, дефицитом площадей. Недавно буквально в нескольких десятках шагов от театра построили жилой дом с цокольным этажом. Этот этаж пока не занят, в одной из просторных его комнат и проходили экспериментальные репетиции.

Какие мечты в связи с этим появились у театра и его горячих поклонников, которых в Новошахтинске немало, — догадаться нетрудно. Кто поможет? Коллектив-то вон какой перспективный.

Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Где будет город-сад?
Где будет город-сад?

Первое заседание градостроительного совета области было посвящено проблемам озеленения.

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA