В это трудно поверить, но за всю историю ростовской композиторской организации (то есть за семьдесят с лишним лет) на Дону не было еще ни одного конкурса исполнителей музыки ростовских композиторов. Во всяком случае, как говорится, даже старожилы не припомнят…

Только фестиваль «Ростовские композиторы — детям», да и тот появился лишь в последние годы.

— Хотя идея таких конкурсов, казалось бы, витает в воздухе, я не слышал, чтобы они проводились и в других больших консерваторских городах, — говорит Анатолий Цукер, председатель ростовского отделения Союза композиторов России, профессор Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. — Наверно, они возможны только при теснейших отношениях между консерваторией и Союзом.

В Ростове в последнее время это условие осуществилось, и конкурс, наконец, состоялся. Соревновались в исполнении музыки ростовских композиторов студенты и аспиранты консерватории. Причем:

— Мы даже не ожидали такого бурного отклика, — продолжает Цукер. — Фактически желание участвовать в конкурсе изъявил каждый пятый.

…Интересно, что исполнители выбирали для конкурсных показов не только произведения ростовских мэтров, но и своих ровесников — тоже студентов и аспирантов консерватории.

Еще одна особенность этого конкурса — заметное число женщин-композиторов.

Мне вспомнилось, как один из композиторов-мужчин, признанных далеко за пределами Дона, обронил однажды в интервью, что сочинение музыки — это занятие не для женщин. Требует слишком большой самоотдачи. Да и устройство женского мозга больше подходит для решения других творческих задач…

— Такая точка зрения небезосновательна, — считает Анатолий Цукер. — У женщин лучше развито полушарие, отвечающее за фантазию, эмоциональное восприятие, вероятно, потому их так много в мире поэзии. А композитор — это человек не только с развитым воображением, но и развитым рациональным началом. Не случайно сочинение музыки сравнивают с трудом математика…

Но жизнь меняется. В последнее время число студенток консерватории вообще значительно превышает число студентов. Иногда и на композиции девушек больше, чем юношей.

Впрочем, это проблема скорее не творческая, и не гендерная, а социальная: низкооплачиваемый труд…

А где сегодня можно услышать музыку ростовских композиторов? Востребовано ли их творчество? Может ли сегодня ростовский композитор мало-мальски безбедно жить на гонорары за свою музыку? С этими вопросами я обратилась к известному ростовскому композитору, профессору Ростовской консерватории Виталию Ходошу. Ответ был таков:

— В отличие от донских писателей, донские композиторы и в прежние, советские, времена не могли себе позволить роскошь думать лишь о творчестве. Преподавали, занимались аранжировкой и т.д. То же — и сейчас.

Многие наши композиторы писали и пишут музыку для театров. В Ростовском молодежном театре уже много лет работает наш выпускник Геннадий Маслов, Юрий Весняк плодотворно сотрудничал с Ростовским театром кукол. Александр Бакши, переехав в Москву, продолжил «театральную линию», участвует в создании спектаклей театра Петра Фоменко.

…Что же до конкурса на лучшее исполнение музыки ростовских композиторов, то при поддержке областного министерства культуры он мог бы стать традиционным и не ограничивать свою географию рамками одной только донской столицы.

P.S. А, кстати, просматривая подшив нашей предшественницы — газеты «Большевистская смена» за 1933 год, — я обнаружила номер (17 декабря), в котором целая полоса была посвящена творчеству молодых ростовских композиторов. Вышла она под «шапкой» «Музыка нашей радости».

Вместе с авторами и читателями «Большевистской смены» успехам ростовских композиторов радовались известнейшие музыкальные деятели — Ипполитов-Иванов и Шостакович. Они называли наших силачами и пророчили музыкальной культуре Ростова большое будущее.