Даже если художник решит посвятить свою жизнь изображению пейзажей или цветов и фруктов, а, может быть, интерьеров или батальных сцен, все равно когда-нибудь он напишет портрет, достойный выставки. Чей? Собственный.

Это правило подтверждает выставка автопортретов донских художников, которая демонстрируется сегодня в художественном салоне Донской публичной библиотеки.

Выставка называется «Себя, как в зеркале, я вижу». Это — уже третий авторский проект искусствоведа, старшего научного сотрудника областного музея изобразительных искусств Валерия Рязанова, реализованный в этих стенах.

— Автопортрет — это сгусток понимания художником самого себя. Обычно автопортрет довольно точно показывает, как художник к себе относится, — считает директор РОМИИ Светлана Крузе. — Очень часто в автопортретах заметна самоирония. Нередко бывают автопортреты-маски, автопортреты, на которых художник помещает себя в непривычное окружение, даже фантазийную среду.

Вот и на этой выставке автопортреты самых разных видов: работы Тимофея Теряева сродни философским эссе, автопортреты Натальи Курманаевской, Ирины Чарской — словно лирические стихи. А при взгляде на автопортрет Татьяны Радионовой из Новочеркасска вспоминается песня: «Я — королева золотого песка». Ведь художница оделась в платье из… речных волн и прибрежного песка…

Свой «Автопортрет с Пальмой» Виталий Коробов в шутку называет портретом нелюбимого себя с любимой собакой. Работал над ним долго, продумывая немногочисленные, но выразительные детали, подходящий колорит. Это — одно из самых проникновенных полотен выставки, хотя Пальма на него и не прореагировала: должно быть, себя в профиль не узнала.

— А как, в какой момент художник понимает, что созрел для автопортрета, пора брать карандаш и устраиваться у зеркала? — спросила я ростовского художника, сотрудника ДГПБ Вадима Исачкина.

— Ходишь, думаешь об автопортрете, как минимум, несколько дней. И вдруг — не то, чтобы минута вдохновения, но какая-то убежденность появляется: надо браться за работу. Именно сейчас.

…Говорят, что некоторые художники, работая над автопортретом, не только вглядываются в свое зеркальное изображение, но и изучают свои фотографические образы.

Но не буду раскрывать всех секретов: пусть посетители выставки сами досочинят истории представленных здесь донских автопортретов. Кстати, как и любое художественное полотно, автопортреты бывают весьма неоднозначны. Вот как вы думаете, польстил себе на этом автопортрете Вячеслав Бушуев или посмеялся над собой? Разные на этот счет звучали мнения.