Необычная «лаборатория» для драматурга, актера и зрителя открылась в Ростовском областном академическом молодежном театре. Для южной столицы Первый фестиваль современной драматургии «Ростовские чтения» ­ дебют, хотя во многих других городах подобные мероприятия проводились уже не раз.

Привычные спектакли сменяются на фестивале читками. Для пьесы это — проверка на прочность: обсуждение со зрителями, завершающее читку, показывает, насколько пьеса готова для театра, нужно ли что­-то менять в ней и как правильно её преподнести. Для фестиваля этот формат выбран не случайно: цель «Ростовских чтений», по словам организаторов, — не только поиск новых авторов, но и нового зрителя, установление контакта между ними. Для авторов — это хороший шанс опробовать свои произведения на людях, а не «на кошках». Для зрителей — не только понять, как создается драматическое произведение, но и непосредственно поучаствовать в этом.

К участию в фестивале для начала пригласили только ростовских авторов. В результате выбрали трех драматургов, чьи постановки показались организаторам наиболее интересными. В «копилке» Марии Зелинской уже имеются награды многих драматургических конкурсов. В «Ростовских чтениях» участвовала ее пьеса «Детки в клетке», основанная на реальных событиях. Спектакли по пьесам Сергея Медведева сегодня уже идут в театрах России, Украины, Германии, Венгрии. На фестивале он представлял пьесу «Бог в пальто», которая готовится к публикации в журнале «Современная драматургия». Сразу с двумя пьесами познакомила зрителей Анна Донатова. Мистический триллер «Тудам­Сюдам» уже оценил московский «Театр читок», а пьеса­эксперимент  «В моей сексуальности виновата кошка» выиграла в конкурсе «Кино без пленки», вошла в шорт­лист конкурса «Свободный театр», а также была представлена в форме читки в московском Театре.Doc и в театре города Штутгарт (Германия).

История о том, как публицисту, блогеру и начинающему драматургу Владимиру Голышеву отказали в читке его «Пребиотиков» в рамках фестиваля, прошумела в СМИ. В основе сюжета произведения — фигура Владимира Путина и его взаимоотношения с женой, опальным мэром Лужковым, людьми из администрации президента, самим президентом. После скандала организаторов «Ростовских чтений» обвинили в страхе перед властью. «Пьеса не прошла по художественным соображениям, а вовсе не из­за каких­то наших боязней. Мы объяснили это Голышеву и предложили почитать пьесу на альтернативных площадках. Если кто­то хочет продолжать раздувать этот «скандал», пусть для начала прочтет само произведение», ­ комментируют организаторы.

«Ростовские чтения» ­— это не конкурс, поэтому выбирать лидеров среди драматургов не стали. Новорожденный фестиваль ставит для себя пока только одну цель — увидеть реакцию зрителей. Именно тогда станет ясно, какое будущее ждет «Чтения».

Уже сейчас можно сказать, на этом организаторы останавливаться не собираются. В планах — сделать фестиваль сезонным и приглашать современных драматургов со всей России, а в надеждах — новые авторы и зрители.

Виктория СЕРИКОВА, студентка ЮФУ