Накануне намеченного приезда «Цирка братьев Запашных» в донскую столицу поползли слухи о том, будто гастроли под угрозой срыва.

Через тернии — к донской столице

Оказывается, виной всему была дорога — коварный горный серпантин. Произошла небольшая авария. Но все — и люди, и звери — живы­-здоровы, и завтра вечером — первое в Ростове представление «Цирка братьев Запашных». Львы и тигры, лошади, собаки и обезьяны. Разнообразные номера самых разных цирковых жанров. Лазерное шоу, молодежный джаз­бэнд. И много еще чего, чтобы удивить детей и взрослых.

Узнав, что в программе будет и один из самых уникальных цирковых трюков «Прыжок верхом на льве» (он занесен в Книгу рекордов Гиннесса), я поинтересовалась: много ли львов, с которыми можно было бы его показывать? Велика ли в нем роль личности хищника?

— Этому трюку уже шесть лет, исполнитель все эти годы один и тот же — лев Майкл.

С Майклом нам, конечно, повезло. Нужен был лев физически мощный (ведь у Аскольда, который садится на него верхом, вес за 90 килограммов), умный, доверяющий дрессировщику. Все это сошлось в Майкле. Он уникальный, второго такого в мире нет.

Недавно братья Запашные сделали заявку на включение в Книгу рекордов Гиннесса еще одного своего трюка — «Акробаты на лошадях». Надеются соответствующий сертификат получить еще на гастролях в Ростове. Но вот ростовчане вряд ли его сейчас увидят: как цирковой номер он требует доработки. Разве что кому­нибудь из самых горячих поклонников «Цирка братьев Запашных» удастся проникнуть на репетиции…

Эдгард, Аскольд и тигр Мартин

Заслуженные артисты России Эдгард и Аскольд Запашные известны не только любителям цирка. Медийные лица! Участвуют в различных телепроектах («Большие гонки», к примеру), снимаются в кино.

Недавно мы писали о том, что режиссер Александр Стриженов отметит год Индии в России (то есть будущий, 2012-­й) выходом фильма «Полосатый рейс», а Юлий Гусман приступил в Азербайджане к работе над продолжением фильма «Не бойся, я с тобой». Так вот, в обеих лентах главные положительные герои — цирковые артисты. В обеих участвуют братья Запашные и самый знаменитый их питомец — тигр Мартин.

Возможно, уже этим летом братья Запашные полетят в Пермь на съемки телесериала «Реальные пацаны». Играть в нем будут… самих себя.

— А до того вы снимались в «Интернах»… Я прикинул, получается, вы участвуете только в ТНТшных проектах, ­ попытался обнаружить возможную скрытую интригу кто­то из журналистов.

— ­Я снимался и в сериале НТВ «Город соблазнов», ­сказал Эдгард Запашный. — А на ТНТ работают наши друзья — кавээнщики, мы знаем: то, что они придумают, будет качественно и смешно.

Кстати, братья Запашные любят юмор. Наверно, это единственные артисты цирка (и разве только цирка!), которые призывают своих поклонников делать на них дружеские шаржи и даже карикатуры. Говорят:

— Это просто весело.

С лучшими произведениями народных талантов, откликнувшихся на этот призыв, можно познакомиться в Интернете. Лучшие из лучших вдобавок получают от братьев Запашных призы.

Мы дрессируем, нас дрессируют

—­ …Животные для вас — партнеры или подчиненные? — прозвучал вопрос, которым так часто задаются и зрители.

— Есть очень много людей, которые заинтересованы в распространении стереотипа: дрессировать — значит переломить волю животного, дрессура неизбежно связана с жестокостью. Это не так. Профессионализм дрессировщика заключатся в понимании природы животного и пределов его интеллекта, ­ответил Аскольд. — Нельзя заставить животное сделать больше того, что определено его природой. Человеком оно не станет. Иначе мы бы жили с животными на одной лестничной клетке.

—­ Или не жили бы, ­продолжил Эдгард, потому что они бы нас подмяли.

Мы стараемся создать для наших животных максимально комфортные условия. По дороге в Ростов мы отклонились от маршрута, чтобы заехать к одному состоятельному человеку, у которого около Джубги — целый частный зоопарк. Хороший, благоустроенный участок, мы оставили там нашего пенсионера — тигра Амура. Ему стало трудно ездить на гастроли. Надеемся, что обеспечили ему великолепную пенсию.

—­ Скажите, а женщины поддаются дрессировке? — раздалось с задних рядов.

—­ Глобально мыслите! — оживились братья.

—­ Мы все поддаемся дрессировке, сказал Эдгард. — Люди только говорят, что ни от кого не зависят… В следующем году в России выборы — будем выбирать нашего следующего дрессировщика на пять лет.

Мужчины, женщины, папы, мамы ­ все мы дрессируем друг друга. Но женщина быстрее выдрессирует мужчину, чем мужчина ­ ее.

P.S. Поправка для дотошных краеведов и знатоков цирка. Строго говоря, Эдгард и Аскольд Запашные в Ростове не впервые. Еще в детстве они приезжали сюда вместе с родителями — цирковыми артистами. Здесь Эдгард испытал первую влюбленность. Девочку звали Альбина, она училась в классе, куда Эдгарда зачислили на время ростовских гастролей родителей. Он был бы рад, если бы она пришла теперь на его представление.

Годы спустя юные братья Запашные приезжали сюда вновь, но это было далеко не так масштабно. «Поэтому, говорит Аскольд, ­мы считаем, что это — наши первые в Ростове настоящие гастроли».