Дом Майи и сына, Дом богини Монеты, Дом кариатид… Не слышали о таких? Все они, как и Дома Гермеса, богини Гигиеи, Мнемозины, находятся в донской столице, на центральной ее улице — Большой Садовой.

Впрочем, названия эти — неофициальные. Они — с античной карты Большой Садовой, которую составил историк, сотрудник музея-­заповедника «Танаис» Валерий Чеснок. Сделал он это не просто так: Валерий Чеснок убежден, что центральная улица донской столицы может и должна стать местом красивого, красочного карнавала в античном стиле. Этой идеей он решил поделиться с читателями «Нашего времени». Мне она сразу понравилась, но:

— Валерий Федорович, предвижу возражения: Ростов основали в XVIII веке, причем тут античность? В то время античные боги царили разве что в искусстве, в стихах поэтов, поминавших то Зевса, то Морфея, то Терпсихору…

— Связь у Ростова с античностью самая прямая. Достоверно известно, что в древности в районе Танаиса устраивали праздник в честь реки, которую мы сегодня называем Доном. Можно не сомневаться, что был он впечатляющим, и посмотреть на него прибывали издалека, в том числе с территории нынешнего Ростова, где тоже располагались поселения.

В то время центром донского края (употребим современную терминологию) был Танаис. Поскольку теперь эта «эстафетная палочка» у Ростова, кому ж, как не ему, вспомнить о древней традиции? Тем более что архитекторы XIX века, создавшие те прекрасные постройки, которые и определили неповторимый облик донской столицы, явно вдохновлялись образами античной мифологии. Мы идем по Большой Садовой и порой не замечаем, как со стен старинных зданий глядят на нас атланты и кариатиды, Помона — богиня плодов и фруктовых деревьев, юная спутница ее богиня Флора…

Скульптуры Помоны и Флоры наряду с другими божествами украшают здание гордумы, а это уже ближе к середине карнавального маршрута. Начать же его следовало бы от бывшего дома Маргариты Черновой (пересечение Б. Садовой с Халтуринским), ныне он известен как банк «Московский». Здесь как раз уместно было бы разыграть сцену из жизни атлантов и кариатид (они поддерживают на здании кронштейны с декоративными медальонами).

Вообще сюжетов для театрализованного карнавального шествия по Большой Садовой такое количество, что многие годы можно придумывать что­то новое и не повторяться.

— Валерий Федорович, расшифруйте, пожалуйста, некоторые ваши названия старинных зданий Ростова (они же — узловые точки карнавального маршрута)…

— Дом Гермеса — это Дворец творчества детей и молодежи (бывший Волжско-­Камский банк), Дом Майи и ее сына (то есть тоже Гермеса) — наискосок. Сейчас там — кафе, ресторан, банк, а в последние советские годы в этом здании работал кинотеатр «Комсомолец». На обоих зданиях — повторяющиеся выразительные изображения бога Гермеса, покровителя коммерсантов.

Домом Мнемозины — то есть матери Муз — я назвал областной краеведческий музей. А дом богини Монеты — это ростовская контора Госбанка. Кстати, на фронтоне этого здания, вглядевшись внимательно, вы увидите изображение Медузы Горгоны. Но не пугайтесь. Ее взгляд опасен лишь тому, кто собирается войти в этот банк с дурными намерениями.

…Отрадно, что античные мотивы присутствуют и в творениях современных мастеров, которым выпала честь трудиться на Большой Садовой. На фронтоне Музыкального театра — четыре Музы, около филармонии появился недавно фонтан «Орфей»… Карнавал захватил бы и их, а завершился бы на прилегающей к Большой Садовой Театральной площади.

— Потому что там — стела с богиней Победы Никой?

— Да, а еще — драм-театр имени Горького. Не удивляйтесь. Здание — авангардное, но вот украшающие его знаменитые рельефы скульптора Сергея Королькова имеют некоторое отношение к нашей теме. Рассказывают они о противостоянии белых и красных, но навеяны могучими образами античного Пергамского алтаря.

…Что ж, античный карнавал и в самом деле мог бы умножить гордость ростовчан за свой город и добавить донской столице привлекательности в глазах туристов.

Если же вас заинтересовал взгляд на Ростов и его главную улицу сквозь призму античных мифов и легенд, сообщаем хорошую новость: в издательстве «ГинГо» вышла новая книга Валерия Чеснока, посвященная как раз этой теме. Она так и называется: «Олимпийские боги в образе Большой Садовой».