Копать Танаис или не копать? Уже в начале прошлого века многие ученые считали это место бесперспективным: все самое интересное достали из-под земли предшественники. А до чего не добрались, то погублено безвозвратно.
Фото/Видео: Марина Каминская
Известный российский археолог Дмитрий Шелов впервые побывал здесь в начале
Последний защитник?
Сохранились удивительные снимки изысканий тех лет: древний Танаис копают типичные сельские труженицы. На лицах улыбки
Нет, чуда не произошло, и страсть к археологии народными массами не овладела. Но местные жители радовались и возможности приработка в экспедиции, и тому, что постоянно находят
Обо всем этом вспоминали на торжествах в честь
С тех пор здесь многое изменилось: и хуторянки давно уже не копают Танаис целыми бригадами, и о самом Танаисе иные представления. Во времена Шелова Танаис рисовался крепостью с населением тысяч в пять. Сегодня очевидно: жителей было как минимум в три раза больше. Значительно больше оказалась и территория древнего города.
Новые раскопки рождают новые гипотезы. Недавно, к примеру, появилась надежда, что археологический отряд студентов Владимирского университета обнаружил след протяженного подземного хода, который начинался у Южных ворот Танаиса и вел к реке. Возможно, благодаря этому коридору части жителей города удалось спастись, когда древний Танаис погибал в огне?
А того эллина в нынешнем Танаисе нередко называют «защитником города», хотя один из телеканалов недавно узнал в нем «контактера» с внеземными цивилизациями. Его нашли сидящим перед очагом. За десятилетия раскопок в Танаисе это был единственный случай, когда человеческие останки не покоились в некрополе, а находились там, где застигла смерть.
Был ли он одним из последних защитников города (есть версия, что Танаис пытались захватить готы)? Не исключено, хотя археологи не обнаружили при нем серьезного оружия: только складная бритва. Из тех, которыми пользовались в быту. На лбу след от раны, но причиной мгновенной смерти она не была
В общем загадки. И рассеять туман тайны могут только новые археологические находки.
Про слонов и архитекторов
Есть у здешних археологов и музейных работников шутливая присказка: «Если Танаис не родина слонов, то родина архитекторов». Своим происхождением она обязана найденному у Южных городских ворот камню с надписью, свидетельствующей, что построены ворота под контролем архитектора Диофанта в 212 году. Это одно из самых ранних, обнаруженных на территории современной России, упоминаний об архитекторе.
Диофант жил и творил в Танаисе долго: его имя начертано и на других древних постройках. Так же увековечены и имена его преемников. А вот современным архитекторам с Танаисом не везет: нынешние постройки музейных корпусов, хранящих интереснейшие экспонаты, так неказисты, что их зодчие, думается, предпочтут не афишировать свое авторство. А тот проект грандиозного музейного комплекса, который еще десять лет назад сделал заслуженный архитектор России питерец Валентин Гаврилов, так и завис в стадии эскиза.
На юбилей Гаврилова пригласили. Он выступал на торжествах, метал громы и молнии в чиновников, потрясал
Директор
Так что какое имя нашего современника и когда прозвучит теперь в Танаисе вслед за именем Диофанта, осталось не вполне ясно. Диофанту уже все равно. А вот его нынешним коллегам хотелось бы дожить до воплощения в Танаисе своих идей.
С олимпийским прицелом
Наверное, жители древнего Танаиса удивились бы, узнав, как дорог многим из нас этот город, какие созвучия с сегодняшними реалиями находим мы в событиях его жизни.
Вот, к примеру, областной избирком считает Танаис колыбелью донской демократии. Ведь здесь в древности проходили свободные народные выборы, а управляли Танаисом две равноправные магистратуры: одна ведала делами эллинов, другая горожан неэллинов (а проживало там много разноязычного народа).
Одна ростовская общественная организация попеняла руководству музея: Танаис не только ваш, он принадлежит всем, поэтому и судьбу его надо решать сообща. Предыстория претензии такова: члены этой организации решили озеленить
Коллеги из природного биосферного заповедника «Ростовский» предложили «Танаису» подумать о воссоздании исторического ландшафта древнего города, а представитель Союза российских писателей решил, что пора сделать здесь надпись на камне в честь «Заозерной школы» поэтов и бардов, для которых в 80-е годы прошлого века Танаис был духовной родиной. Кстати, в создании одной из достопримечательностей музейного комплекса Башни поэтов участвовали и они.
А в одном из корпусов музея начал воплощаться новый образовательный проект: «Античный миф в произведениях художников».
Об этой идее мы сообщили президенту Академии художеств Зурабу Церетели, рассказывает старший научный сотрудник музея Валерий Чеснок. Он одобрил, обещал профинансировать проект, но предложил, чтобы масштабная выставка художников, вдохновленных античными мифами, открылась в Краснодаре, побывала затем в Ростове и завершилась в Сочи как раз к Олимпиаде.
Пока же этот проект стартовал в Танаисе. Мы начали его с двух работ молодого ростовского художника Георгия Бегмы, посвященных мифу о похищении Европы.
Надеемся, что найдется немало донских художников, которых этот проект заинтересует.
А торжества в честь