В Таганроге, в чеховском мемориальном театре, вновь ставит спектакль народный артист Грузии Георгий Кавтарадзе, подаривший Дону уже несколько превосходных постановок по классике отечественной и мировой драматургии. Но донская страница в его судьбе наметилась еще раньше: когда Георгию Кавтарадзе предложили сыграть в фильме «Возвращение Будулая».

— Георгий Георгиевич, известно ли вам, почему выбор пал именно на вас, и как вы тогда отнеслись к этому предложению?

— Этот фильм снимал Александр Исаакович Бланк, у нас с ним было шапочное знакомство.

Я в ту пору руководил Сухумским театром, выпускал спектакль, а тут — сообщение о том, что надо ехать на съемки. Конечно, я не мог оставить театр, но Бланк ответил, что готов ждать. И ждал все эти дней двадцать, в той ситуации кинопроизводства — довольно долго.

Роль Самсона Гурули мне очень понравилась. Я подумал даже, что автор книги, по которой снимали этот фильм, замечательный писатель Анатолий Калинин, делал портрет Самсона с какого-то реального человека, иначе как он, русский писатель, мог создать такой яркий, настоящий характер грузинского крестьянина с его незыблемыми жизненными принципами, трудолюбием и неугасающим желанием всем вокруг дарить добро?!

Конечно, эту роль должен был сыграть грузинский артист. Обычно, когда характерную роль человека какой-то национальности играет артист, к ней не принадлежащий, он придумывает акцент, что-то, как ему кажется, типичное и узнаваемое, но это отдает эстрадой.

— Вы встречались во время съемок с Калининым?

— Нет, к сожалению, но я был и остаюсь преисполненным к нему глубокой благодарности. Самсон Гурули — один из самых любимых героев, сыгранных мною в кино. Работа на съемках «Возвращения Будулая» — это прекраснейшие дни моей жизни. Это — праздник, который всегда со мной, он продолжается по сей день. Мне радостно, что в Грузии, как и в России, этот фильм Бланка по книге Калинина любят и часто повторяют по телевидению.

На его съемках я подружился с исполнителем главной роли — Будулая — очень теплым и мягким человеком Михаем Волонтиром. Годы спустя у меня был творческий вечер в Москве, и его организаторы, желая сделать мне приятное, решили, не посвящая меня в эту тайну, пригласить на него дорогих мне людей. Была такая непогода, что на улицу выходить не хотелось. И вдруг — Волонтир. Приехал из Молдавии, буквально накануне собственной премьеры! И эта дружба родилась здесь, на Дону…

Александр Исаакович Бланк после «Возвращения Будулая» сказал мне: «Теперь ты — мой талисман». Я снимался у него потом в фильмах «Доченька» и «Привал странников». На «Привале» познакомился с прекрасным ростовским актером и замечательным человеком Игорем Александровичем Богодухом. Дружим крепко до сих пор.

Благодаря съемкам в «Возвращении Будулая» я в первый раз приехал в Ростовскую область и, конечно, не мог предугадать, что потянется такая интересная цепочка и мне предстоит поставить «Короля Лира», «Бесов» и «Ричарда III» в горьковском театре в Ростове, работать в Таганроге, без которого я теперь скучаю.

— Георгий Георгиевич, недавно по одному из российских каналов повторяли сериал «Николай Вавилов», где вы сыграли другого грузина, совсем не похожего на Самсона Гурули, — Сталина. Вам хотелось сказать свое слово об этом историческом персонаже?

— Что хотелось и почему, что удалось — это тема для отдельного большого разговора. Это было очень неожиданное предложение, потому что в таком амплуа я прежде никогда не выступал. Согласился, узнав, что фильм снимает очень серьезный режиссер Александр Анатольевич Прошкин.

Чтобы сделать образ Сталина — с его внутренней силой, умом, властностью, жестокостью, юмором своеобразным, нужен талант Шекспира. Кто бы ни играл Сталина — остается ощущение недосказанности.

Мне недавно вновь предлагали его сыграть, снова в сериале, но что-то там не заладилось. И все же меня не оставляет предчувствие: я еще вернусь к этому характеру.

А в Таганроге Георгий Кавтарадзе готовит к открытию театрального сезона премьеру по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Враг народа». Она о том, как преуспевающий доктор из курортного городка обнаруживает, что лечебные воды, на которые отовсюду приезжают туристы, на самом деле им только вредят. Ведь в эти воды постоянно попадают нечистоты. Однако жители городка не хотят такой правды. На прежде уважаемого доктора смотрят как на предателя: его правда погубит их бизнес…

Драматическая ситуация. И вновь, как было, когда Кавтарадзе ставил трагедии или драмы Шекспира, Горького, Мережковского, возникает вопрос: почему? Почему у Кавтарадзе, который запомнился многим по совсем не трагическим ролям, такая склонность к драме и трагедии?

— Наверно, я сам — человек не совсем трагического плана, оттого и роли мне чаще предлагали характерные, острохарактерные, трагикомические, комические… Но как режиссеру мне, наверно, хотелось восполнить то, чего недоставало как актеру.

Почему Ибсен с его «Врагом народа»? Очень типичная для всех времен и народов ситуация: настоящих друзей народа, которые смотрят зорче и дальше других, часто не понимают. Их объявляют врагами народа, изгоняют, уничтожают. И только годы спустя общество прозревает, воздает им посмертные почести.

В этой пьесе — интересные образы. Главную роль — восставшего против всеобщей лжи доктора Штокмана — исполнит руководитель Таганрогского театра Сергей Давыдович Герт.

Фото с интернет-сайтов и из архива Н. Перминовой