В руках Виктора Павловича — небольшой деревянный брусок длиной сантиметров пятнадцать. Самый обыкновенный, на первый взгляд. Но я уже знаю, что у Колонтаева каждая вещичка существует не просто так. Если хранит ее мастер в своем гараже, больше похожем на музей, значит, есть у бруска особое предназначение.

— Что это? — сгораю я от любопытства.

— Коробочка, — просто отвечает Виктор Павлович. Но, видя мои удивленные глаза, начинает пояснять, для чего нужна эта самая коробочка. Не для хранения всяких мелочей, конечно. Да и крышки у нее никакой нет.

— Это очень скромный, но важный инструмент шумового оркестра, — рассказывает мой собеседник. — Он хорошо передает и имитирует цокот копыт, стук каблучков в танцах.

Мастер охотно извлекает с помощью деревянных палочек из неприметной коробочки звуки, действительно напоминающие лошадиный топот. А потом делится секретом изготовления редкого музыкального инструмента. Нужно взять обструганный березовый брусок, выдолбить стамеской резонирующую полость. Отдельно выточить на станке из твердых пород дерева молоточки. И играйте, пожалуйста! Только не забудьте положить свои коробочки на поролон или мягкий стул, чтобы звучание было лучше. В фольклорном ансамбле можно играть и стоя, приладив к коробочке ремешок. Все, как говорит Виктор Павлович, зависит от изобретательности исполнителя.

С детским шумовым оркестром, музыкальные инструменты для которого Колонтаев мастерил в основном своими руками, он изъездил многие города и веси. За годы работы заслуженного учителя менялись составы и названия, школы, но неизменно было одно: с появлением в педагогических коллективах этого увлеченного человека откуда-то брались десятки талантов. И уже не существовало проблемы участия в различных смотрах и конкурсах художественной самодеятельности, откуда ребята возвращались с победами.

— Я ведь из рода Колонтаевых, — с гордостью говорит Виктор Павлович. — Знаете ансамбль «Донцы»? Его организовал мой двоюродный брат Александр. Второй брат Владимир — тоже заслуженный артист России. У нас любили музыку и по отцовской, и по материнской линиям. Дяди играли на баяне, балалайке, мандолине, гитаре. Мать, Фаина Демьяновна, знала много народных песен. Бабушка познакомила со старинными обрядами.

И Виктор с детства приобщался к музыке. В его жизни было много людей, которые повлияли на интересы мальчика. Вырос он трудолюбивым и разносторонне развитым, ведь освоил не одну профессию. Работал и грузчиком на колхозном току, и прицепщиком на тракторе, и молотобойцем в кузнице. Несладко приходилось сельской ребятне в послевоенные годы. Но к знаниям, как и к прекрасному, была у них необыкновенная тяга.

О жизни своего поколения Колонтаев потом напишет в воспоминаниях. Он издаст несколько книг, где опубликует свои стихи и поэмы. Когда я слушала рассказы мартыновцев о жизни этого замечательного человека, их земляка, все время задавалась вопросом: кто он? Музыкант, учитель, историк, вокалист, поэт, писатель? Он окончил музыкально-педагогическое училище и исторический факультет университета, учился сольному пению в консерватории. Играет на баяне, руководит духовыми, шумовыми и ансамблями народных инструментов. А еще имеет первый разряд по шахматам и пишет методические пособия для учителей музыки и работников культуры. Поет сам и учит этому других…

Живет Виктор Павлович в слободе Большая Мартыновка, где дорогу к его дому, наверное, покажет каждый. Вот и я нашла этот дом без труда.

Мы долго не могли потом расстаться. Колонтаев увлеченно рассказывал о шумовых оркестрах и о том, как можно в домашних условиях смастерить музыкальные инструменты для такого оркестра. Играть ведь можно и на стиральной доске, и на ведре, и даже на дровах.

— Я обо всем этом три методических пособия написал, — сказал Виктор Павлович. — Два уже разошлись, а вот последнее могу подарить.

Он все старался делать сам, часть инструментов осталась в школах, где работал учитель. Что-то Виктор Павлович хранит дома. А в книгу с названием «Редкие музыкальные инструменты и фольклорные ансамбли на праздниках народной Руси» я заглянула по возвращении из командировки. Прочитала до последнего листочка. Узнала для себя много нового и полезного о культуре народа нашего, его традициях и обычаях.

В заключение  этой книги ее автор написал: «Детский фольклор всегда был основой народной педагогики. Сейчас это уходит, и это страшно. Сегодня от взрослых порой ребятишки такое могут услышать, что на печатных страницах и приводить не принято. Видно, не пели мы своим детям нежных колыбельных песен, не обучили слушать и понимать музыку. Спешить нам с этим надо!»

Виктор Павлович — вообще неравнодушный человек по жизни. Многие события находят отклик в его стихах и песнях, которые он пишет с ранней юности. И что самое интересное — стихосложение он применяет там, где, на первый взгляд, уместна лишь проза. Вот о божествах, обрядах и праздниках дохристианской Руси для школьников попытался в виде поэмы написать. А еще историю Древней Руси в стихах изложил. Может, так она ребятам быстрее запомнится.

Он — автор песен о мартыновской земле, где родился и живет долгие годы. Слова в них наполнены искренней любовью к степному краю:

Цветут сады под мирным небом синим,
Шумят хлеба на матушке-земле.
Живет народ, жива моя Россия,
Когда баян играет на селе.

Поют эти песни его земляки, повторяя лирические строки. Спел их и Виктор Павлович под звуки своего друга-баяна мне на прощание. Задушевные такие и наполненные любовью и теплотой.