Ученые всего мира продолжают биться над разгадкой тайн великой цивилизации этрусков, по крупицам собирая сохранившиеся о ней сведения. Откуда появились эти люди? Как им удалось достичь таких высот в науках, искусстве, строительстве?

Теории — разные, есть даже говорящая о космической природе этрусков. Галина Фоменко много лет ищет доказательства того, что древние этруски были связаны со славянами, а их язык имеет славянские корни.

В далеком 1964 году археологи под руководством Массимо Паллотино приступили к расчистке остатков древнего этрусского храма в Пиргах. Неожиданно они натолкнулись на тайник у внешней стены храма. В тайнике оказались три тонкие золотые пластинки, свернутые в трубочки. Пластинки очистили от земли, и на них стали видны вырезанные буквы. На одной из них руководитель экспедиции сумел разобрать имя богини Астарты, написанное на пуническом языке. А на других  угадывались этрусские слова. Все говорило о том, что тексты на пластинах имеют сходное содержание. Значит, в распоряжении ученых оказалась билингва: одинаковый текст на двух языках, один из которых уже известен. Это дало возможность расшифровать написанное на этрусском.

«То священное место и этот храм владычице Юноне — Астарте соорудил правитель Тиверий Велиан, принеся в жертву, даровав здешнему святилищу это подношение тамеры (правителя), как она определила так. Три года исполнилось в октябре, в день погребения, как она избрала «раба своего» на правление. Статуи же этой пребывание в этом храме годы да будут как эти звезды».

Перевод получился приблизительным, значение не до конца ясно.

А что, если попробовать прочитать этрусскую надпись с использованием «славянской матрицы», как делает это Галина Фоменко?

ИТА ТМИА ИКАК ХЕРАМАШВА ВАТИЕКхЕ УНИАЛАСТРЕС ТЕМАИСА (точнее, ТЕМИАСА, судя по фрагментами оригинала) МЕКх ТУТА ТЕФАРИЕИ  ВЕЛИАНАС САЛ КЛУВЕНИАС ТУРУКЕ МУНИСТАС ТУВАС ТАМЕРЕСКА ИЛАКВЕ ТУЛЕРАСЕ НАК КИ АВИЛ КхУРВАР ТЕШИАМЕИТ АЛЕ ИЛАКВЕ АЛШАСЕ НАК АТРАНЕС ЦИЛАКАЛ СЕЛЕИТАЛА АКНАШВЕРС ИТАНИМ ХЕРАМВЕ АВИЛ ЕНИАКА ПУЛУМКхВА.

ИТА ТМИА — «эта вершина холма». Исходным здесь было славянское слово «темя», означавшее также «верхушка горы». В этрусском языке существовал процесс «вымывания» гласных, поэтому буква «Е «пропущена. А сочетание «ИА» в конце слова — как будто прямо из старославянского, где было «полногласие»: «я» писалось и произносилось как «иа». Наше «темя» сохранилось и в итальянском «cima» — «вершина горы»…

ИКАК — «как и». Слитное  написание можно встретить и в русских текстах вплоть до недавнего времени.

ХЕРАМАШВА — явно это слово «храм» в родительном падеже. ВА означает «посвященный владыке». А буква «Ш» в середине — измененное «же». Известно, что словянских букв, обозначающих шипящие, в этрусском языке не было.

ВАТИЕКхЕ — вероятно, от корня «вадить», «привадить», обозначающего некую могущественную, управляющую силу. Это слово стоит в тексте в дательном падеже. Именительный — ВАТИЕКхА, отсюда и сокращение «ВА» рядом со словом «храм». Означает оно — «посвященный владыке». А созвучие с этим словом прослеживается в названии «Ватикан».

ТЕМИАСА — «постройка», «сооружение». «Втемяшить» означало в славянских языках не только «вбить в голову», но и «вколотить, вбить что-то при выполнении работы». Корни «ТЕМ» и «ТАМ» ученые обнаруживают и в других языках в значении слова «строить».

Итак, точный перевод первого блока будет: «эта вершина холма как и сооружение храма божия владычице Юноне — Астарте».

МЕКх — возможно, это слово обозначает что-то вроде «верховный жрец». Пока у исследователей нет перевода. Если исходить все-таки из славянского происхождения, то пошло это слово от иронического «кумекать». Старинное «домекать», современное «смекать» обозначают сходные понятия: понимать, догадываться, толковать. То есть словом этим обозначали мудрого, хорошо разбирающегося в тайнах, владеющего особым знанием.

ТУТА — в европейских языках от корня «тут» образуются слова «опекун», «наставник», «советник». А в русском языке до сих пор сохранилось старинное «тетешкать». которое явно перекликается с древним этрусским словом. Дальше в тексте идет имя ТЕФАРИЕИ  ВЕЛИАНАС. Латинский вариант — Тиверий Велиан. С использованием «славянского ключа» получается словосочетание «исполняющего обязанности верховного жреца Тиверия Велиана».

САЛ КЛУВЕНИАС. В городе Вольсинии — религиозном и культурном центре в древней Этрурии — существовал ритуальный праздник, во время которого в стену забивали гвоздь. Похожий ритуал существовал и у славян. Воины клялись на мече, вонзенном в землю. Может быть, именно славянские традиции лежали в основе обряда в Этрурии? В тексте говорится о даре, преподнесенном к ритуальному празднику. «Клув», «клев» у славян — гвоздь. Есть значения, известные с древности — «клевый», «клюжий» — хороший, добротный. САЛ — давно переведенное этрусское слово, означающее дар. А у нас есть игра — «салки», где само слово «салить» означало «передавать». Опять совпадение? И название нашей реки Сал перекликается с древним «даром»…

ТУРУКЕ — передача непосредственно в руки, под поручительство.

МУНИСТАС — «имущества» (родительный падеж). От славянского здесь — созвучие со словом «имати». Имущество — то, что «имут». Древний славянский корень сохранился и в словах, которые сегодня стали для нас привычными — «амуниция», «муниципалитет»…

ТУВАС — «того».

ТАМЕРЕСКА — «управляющего».

ИЛАКВЕ ТУЛЕРАСЕ…АЛЕ — «как она назначила срок…чтобы подарить». Ученым известен точный перевод еще одного этрусского слова «ТУЛАР» — граница, межа. И «ТУЛЕРАСЕ», и «ТУЛАР» на самом деле имеют единый славянский корень «тул». Было такое древнее слово «затулье» — место, где можно притулиться. То есть защищенное, огражденное место.

Дальше в тексте идут слова, означающие конкретный срок дарения: «через три года после погребения в октябре» — «НАК КИ АВИЛ КхУРВАР ТЕШИАМЕИТ». «НАК» — явно слышится немецкое «nach» — через, после. «КИ» — обозначение цифры «3», что подтверждено исследованиями разных источников. «АВИЛ» в этрусском языке значит «год». А ведь у славян было слово «авсень». Оно обозначало начало нового года, которое было у них 1 марта. «КхУРВАР» — октябрь. Вероятно, и у этрусков с этим месяцем был связан очень интересный обряд — проводов бога солнца в страну «Гиперборейского Аполлона» в день осеннего равноденствия. В этот день изготавливалась своеобразная мумия бога и с ним прощались до весеннего равноденствия. А теперь посмотрите внимательно на слово «ТЕШИАМЕИТ». Означает оно «погребение». Можно предположить, что звучание его в этрусском языке перекликается с глаголами «стискивать», «тискать». Может, речь идет как раз об изготовлении мумии? Да и в самом названии месяца слышится отзвук глагола «уворачивать» — «УРВАР».

АЛШАСЕ — скорее всего, означает «дала» (уже встречавшееся и переведенное слово «АЛЕ» в прошедшем времени).

АТРАНЕС — «стороннику», «находящемуся на ее стороне».

ЦИЛАКАЛ — созвучно славянскому «целовальник». Целовать крест — давать присягу на верность при назначении на должность, древнейшая славянская традиция, соблюдавшаяся и во втором тысячелетии н.э.

СЕЛЕИТАЛА — аналог русского «селитьба» (поселение, водворение). Посадником на Руси назывался местный правитель…

Получается фраза «она же дала стороннику (верноподданному слуге) место посадника».

АКНАШВЕРС. АКНА — аналог слова «подобное» («аки», «яко»). «Ш» в середине слова, как мы уже знаем, заменяет «же». «ВЕРС» — от «верста». Слово это означало у славян также «соответствие», «мера».

ИТАНИМ ХЕРАМВЕ — «этому храму». Далее — уже известное нам «АВИЛ» — «год».

ЕНИАКА — два слова, написанные слитно: «они» и «как».

ПУЛУМКхВА — тоже два слова. «ПУЛУ» — уже давно известное ученым имя Аполлона у этрусков. «МКхВА» — «владычество бога».  Помните, мы разбирали с вами эти сокращения? По смыслу фраза означает: «да стоит храм, пока светит солнце». А дословно — «такие же этому храму годы, как они владычества бога солнца Аполлона».

Так, старательно вчитываясь в этрусские письмена, по крупицам собирая информацию, заключенную в древних надписях, мы приближаемся к разгадке тайны великой цивилизации, которая (вполне вероятно!) имела отнюдь не космическую, но — славянскую предисторию…