«Старинное донское казачье судно пристало к берегу, и вся его команда, все пассажиры отправились в донской казачий Диснейленд»… Это — строчка из ненаписанного пока репортажа, потому что ни своего ретро-судна, ни своего городка аттракционов у донских казаков еще нет. Хотя, по мнению Юрия Дегтярева, члена правления станицы Гниловской, начальника спортивного клуба «Стрела», быть им — давно пора.
Кто считает, что донская столица без музея города Ростова как бы и не вполне столица, кого удручает отсутствие в Ростове литературного музея, а Дегтярев уверен: здесь нужен музей казачьей морской истории и казачьего судостроения.
Есть крепкие народные заблуждения, говорит Юрий Михайлович. К примеру, если казак, так непременно в бою с шашкой наголо, на лихом коне. Если речь о рождении российского флота, то спасибо Петру Великому.
На самом деле казаки частенько и в морские походы хаживали, а история российского флота уходит своими корнями в глубокую старину.
Русский флот еще батюшка Петра царь Алексей Михайлович затевал строить на территории нынешних Липецкой и Воронежской областей. И до него еще в царствование Ивана Грозного занимались судостроением, а русские пираты нагоняли ужас на шведов и других мореходов Балтики.
Что же до донских казачьих
Дальнейший рассказ Дегтярева
В тех мультиках запорожские суда («чайки») творят чудеса: и под воду уходят, а потом выныривают целыми и невредимыми, и скорость развивают невиданную Фантастика! Но не на пустом месте.
Известно, что донские струги (а они с «чайками» близкие родственники) скорость развивали куда большую, чем у тех же турецких галер. В случае необходимости струги притапливали, в нужный момент поднимали, просушивали, и вперед!
Есть такая интересная книга о судах «Школы под парусами» называется. Примечательно, что ее
Это описание может создать иллюзию, что строительство донского казачьего струга плевое дело, детская забава. Но эта легкость обманчивая.
Был у нас на Дону известный корабел Кирилл Петров. Однажды пригласил его царь Алексей Михайлович в качестве своего рода консультанта для постройки стругов.
Струги получились некачественные. Кирилл Петров в конце концов покончил с собой. А перед тем объяснил казакам причину позора: мы, де, струги делаем
Юрий Михайлович, а где сегодня можно увидеть эталонный донской казачий струг?
К сожалению, донские струги до наших дней не дошли. «Чайки» запорожские найдены, «законсервированы». Наши струги нет, однако по имеющимся описаниям, по аналогии можно построить струг, максимально приближающийся к настоящему.
Впрочем, по мнению Дегтярева, задача перед нами стоит комплексная:
Казачий городок, наш маленький Диснейленд, тоже идея Чеснока. Такой вполне можно было бы построить в районе Кумженской рощи, «начинить» интерактивом, чтобы были там не только аттракционы, но и музей казачьей истории, где каждый мог бы приобщиться к старинным казачьим ремеслам. К примеру, поучаствовать в создании модели того же донского казачьего струга, т. е. в современной терминологии
Пока же на пути к осуществлению этой мечты множество препятствий. Некоторые из них казаки станицы Гниловской начали устранять. Взялись за очистку Мертвого Донца. Что смогли на своем участке сделали сами. Ведут по поводу дальнейших работ переговоры с местными властями. Но это только первые шаги.
А в Воронеже тем временем строят копию адмиралтейского дворика и собираются к юбилею города спустить на воду «реплику» первого петровского линкора «Гото Предестинация» («Божье провидение») Сообщения о постройке копий старинных судов приходят из многих городов, чем еще больше убеждают Дегтярева: и нам давно пора заняться этим. Мы же легендарный край, южные ворота России! Если бы найти спонсора и взяться за работу, то уже к следующему году у донской столицы могла бы появиться новая достопримечательность: донской казачий струг. А то и не один. А там, глядишь, и до музея казачьего судостроения недалеко. Лиха беда начало.