Он не собирался выходить в Ростове. Ехал поездом из Краснодара в Днепропетровск, во время остановки в донской столице раскрыл номер местной «Вечерки» и из сотен слов взгляд выхватил дорогие сердцу — «Мистер Икс».

До Днепропетровска этот пассажир так и не доехал: решил посмотреть, что же это в Ростове за театр такой — музыкальной комедии, где поставили оперетту «Мистер Икс», а если понравится, так и себя показать.

Театр ему понравился, он театру — тоже.

— О, герой! — сразу сказал, окинув его взглядом (статный, рост — 185, пышная шевелюра!), главреж театра Вилькович.

…Пассажир исполнил арию мистера Икса, намеревался спеть еще.

— Довольно, — остановил худсовет. — Вы приняты в труппу.

Так в Ростовском театре оперетты зажглась одна из самых ярких его звезд — Виталий Чубарев.

Зрители сразу полюбили молодого артиста. Многие, покупая билет в театр, вместо желаемой даты говорили:

— На спектакль, когда поет Чубарев.

Одной из первых его больших работ стала партия Раджами в оперетте «Баядера». Главреж сомневался, стоит ли ставить новичка Чубарева в первый же премьерный спектакль? Не лучше ли, чтобы эту партию исполнил более опытный артист? Но главный дирижер Поспелов настоял на кандидатуре Чубарева. Успех превзошел все ожидания.

Публика заставила Чубарева трисировать. Сегодня это настолько редкое явление, что многие думают: бисировать, или трисировать — это дважды или трижды выходить на поклон в финале, ну, возможно, порадовав публику отрывком арии акапелла.

Чубарев, исполняя арию Раджами, трисировал по—настоящему. То есть повторял ее во время спектакля три раза подряд — в ответ на неистовые овации.

После бисирования главреж подавал Чубареву отчаянные знаки: «Виталий, хватит! Не допоешь!» Не послушался… Но допел. Точнее — завершил спектакль просто великолепно.

…— Он был весь в славе, любви, обожании поклонников оперетты, — говорят его коллеги.

…Однажды не успел начаться спектакль, как кто-то из зрителей поднялся на сцену и поставил огромную корзину цветов.

— Чубарев еще не пел, споет артист, потом и подарите, — «просветил» его кто-то из работников театра.

— Так это — еще, а потом будет уже, — возразил зритель и в финале преподнес еще одну корзину…

— По законам классической оперетты герой на сцене появляется не сразу. Зритель ждет его выхода, напряжение нарастает, и…

Жаль, если ожидания не оправдываются. А вот Виталий Чубарев никогда не разочаровывал зрителей, — свидетельствует бывший главный хормейстер Ростовского театра музыкальной комедии Татьяна Толстикова.

— Я ему в любви как вокалисту объяснялась. Прекрасный, такой удивительно прекрасный был голос, — вспоминает солистка Ростовского театра оперетты, а ныне — педагог по сценречи Ростовского музыкального театра засл. арт. России Лидия Мишина.

— Я думаю, что его красивый, полетный с огромным диапазоном, свободно берущий все самые высокие «верхушки» баритональный тенор был в то время в Советском Союзе такой единственный, — считает Татьяна Толстикова.

…Знатоки говорили: сложись судьба Чубарева по-другому, мог бы соперничать с мировыми оперными звездами Тито Руффо, Марио дель Монако — так щедро одарила его природа.

Как ни удивительно, артистическую карьеру Чубарев начинал именно как оперный артист: его первой работой была партия в опере «Милана» на сцене Киевского театра, но…

— Душа его стремилась к оперетте, — рассказывает жена Чубарева, артистка Ростовского музыкального театра Алла Лесовая. — Когда же он услышал в исполнении Георга Отса арию мистера Икса, жизненная дорога была выбрана окончательно и бесповоротно: оперетта.

…Его приняли в краснодарскую труппу, сразу дали заметную роль, что очень встревожило тамошнего «премьера» — исполнителя главных партий. Чубарев понял, что попал в круг театральных интриг. Играть в такого рода закулисных «спектаклях» было не в его натуре. Он сел на поезд и поехал в родные края, в Днепропетровск. Ну — дальше вам уже известно.

…— А про встречу в Трускавце вам рассказывали? — спрашивали меня коллеги Чубарева, потому что такая встреча — как подарок судьбы.

Наш театр музыкальной комедии, чья слава гремела тогда на всю страну, гастролировал на Украине. И вот спектакль в Трускавце, ростовчане дают «Короля вальса» Штрауса, Чубарев исполняет главную партию — Густава. Смотрит в зал — и видит белое пятно (то есть зрителя в белом), которое почему—то притягивает взгляд. И скоро эта белизна кажется уже сиянием, ведь этот зритель — не кто иной, как легендарный советский тенор Иван Семенович Козловский.

— Где тут король, где мой Густав? Красавец! Да какой же у тебя голос! — расхваливал Виталия Чубарева Козловский, придя за кулисы после спектакля.

Друзья укоряли потом Чубарева: что ж упустил такой момент! Попросил бы автограф, чтоб великий Козловский запечатлел свою оценку на бумаге, сфотографировался бы с ним, попробовал бы продолжить знакомство…

— Я так не умею. Это — не мое, — отвечал он. Единственное его звание — заслуженный артист Кабардино-Балкарии. Присудили после выступления 33-летнего Чубарева на концерте в этой республике, когда весь зал, включая высшее ее руководство, стоя ему аплодировал.

— Он был совершенно равнодушен к званиям и наградам, — подтверждает Алла Лесовая. — Его куда больше волновало состояние его воротников, манишек, перчаток. Он сам их крахмалил, считая, что герой в оперетте обязан появляться на сцене безукоризненным.

…— Творческая жизнь Виталия сложилась в Ростове удачно, — говорит Татьяна Кирилловна Толстикова. — Он перепел весь классический репертуар: Раджами, Данило, Баринкай, Паганини… Все премьеры — были его. Толпы женщин с букетами ожидали Чубарева у служебного входа… Но настоящего семейного очага у него долгое время не было. Первый брак оказался неудачным. Виталий собрал нехитрые пожитки и поселился в общежитии.

У него были поклонницы, которым льстило, что рядом с ними романтический герой оперетты! — ах, что это значило в то время… Они ждали продолжения этих красивых сказок в жизни, не понимая, что такого артиста надо окружить вниманием, создать условия для творчества.

Все мы, друзья и коллеги Виталия, обрадовались, когда он встретил Аллу. Она — прекрасная вокалистка с очень красивым голосом, но обстоятельства сложились так, что жизнь Алла посвятила не столько карьере, сколько родным. Она и Виталия окружила той большой заботой, которой ему всегда недоставало.

…Жизнь выдающегося артиста оперетты Виталия Петровича Чубарева полна ярких эпизодов, и их, верно, вспомнят на встрече 18 октября в «Белом рояле», в честь 75-летия артиста, до которого он не дожил всего год.

А этот рассказ о нем пусть завершат слова его многолетней партнерши по сцене, ныне — артистки и помощника режиссера Музыкального театра Евгении Бойцовой:

— Чубарева Бог наградил не только изумительным голосом, но и завидным творческим долголетием. Конечно, пришло время, и роли романтических героев стали прекрасным легендарным прошлым. Но когда, уже в последние годы, Чубарев выходил на сцену в роли Капитана в «Белой акации» или, особенно, Ферри в «Королеве чардаша», зал замирал. Все понимали: что перед ними не просто седовласый артист,  проживший большую жизнь в искусстве, — на сцену вышел Мастер.

Фото из архива А. В. Лесовой