На афишах Ростовского цирка — «Шоу лилипутов». Правда, участники этого шоу слово «лилипут» не любят. Предпочитают, чтобы их называли маленькими людьми. А коллег обычного роста называют здесь большими людьми.

Вообще же этот цирковой коллектив называется «Они зажигают звезды». Руководит им Майя Даниловна СИМОНОВА (она — из больших). Ей мы и адресовали несколько вопросов, которые возникают и у побывавших на представлении, и у тех, кто еще только смотрит на афишу.

Единственный в мире

— Майя Даниловна, а правда, что цирк маленьких людей существует только в России?

— Да, и недавно ему исполнилось 65 лет. В годы войны маленькие артисты входили в различные фронтовые бригады. А потом пришла мысль объединить их в целый коллектив.

В программах цирков разных стран есть отдельные номера, которые исполняют маленькие люди. Но целая труппа — только у нас.

Кстати, не исключено, что и с отдельными номерами в зарубежных цирках работают наши люди. Вот, к примеру, знаменитый канадский цирк «Дюсолей». В его программе есть трюки, которыми удивляют публику маленькие люди. Но это — наша семейная пара, уехавшая туда по контракту.

— А правда, что труппа маленьких людей всегда в поиске новых талантов?

— Действительно, очень часто, приезжая на гастроли, мы даем объявления о встрече с желающими работать в цирке. В Ростове объявлений еще не давали, но если кто-то придет — посмотрим, побеседуем, прослушаем.

Знаю, что собирался подъехать парень из Ашхабада. Другой недавний кандидат — из Кисловодска — сообщил, что передумал: нашел какую-то работу, связанную с компьютерами.

Сейчас у маленьких людей все же больше возможностей для самореализации.

— Говорят, что благодаря нынешним достижениям медицины маленький человек при желании может стать большим…

— С одной стороны, это — так. С другой, в этих разговорах и посулах есть изрядная доля лукавства. Очень дорогое это гормональное лечение! Далеко не каждому по карману.

К тому же и родителям, и врачам в какой-нибудь маленькой местной клинике трудно бывает определить: будет ли ребенок, отстающий в росте от сверстников, лилипутом или еще наверстает? А когда приходит понимание, что надо что-то делать, оказывается, что уже поздно.

У нас в труппе есть артист, который своей цирковой судьбой обязан журналистам-телевизионщикам одного из центральных каналов.

Он — коренной житель одной из бывших союзных среднеазиатских республик. Ребята были там в командировке, увидели его, пожалели и повезли на лечение в Москву, в лучшее медучреждение этого профиля. Он пролежал там полгода и прибавил в росте лишь один сантиметр. Учитывая его возраст, дальнейшее лечение сочли бесперспективным.

Но ребята-телевизионщики не бросили парнишку наедине с его проблемами, обратились к нам. И мы приняли его в труппу.

— Кроме роста, маленькие люди отличаются чем-то от больших?

— Среди отличительных черт маленьких людей я бы назвала завидное упорство в работе и достижении цели, высокую ответственность за свое дело и редкостную сплоченность: стоят друг за друга горой. По крайней мере, так происходит в нашем коллективе. И еще: я никогда не замечала у них национальных предрассудков (коллектив у нас, кстати, многонациональный). Но цирковые артисты в большинстве своем вообще — интернационалисты.

— В каких цирковых жанрах маленьким людям легче всего добиться успеха?

— Благодаря упорству и трудолюбию они добиваются многого. Проще сказать, чем они не занимаются: дрессировкой крупных животных, особенно — хищников.

Вася Юдин чудесно работает с пуделями, у Ларисы Макаренко (это — самая миниатюрная наша звезда: ее рост — 112 сантиметров) — прекрасный номер с голубями. Но вот с медведями у нас работают большие люди. А маленькие стараются даже на манеже с медведями не пересекаться.

Когда корова смотрит в небо?

Медведи в этом аттракционе выступают в программе «Лабиринт», посвященной заслуженному артисту России Михаилу Симонову: его привлекали трюки, основанные на сообразительности животных.

Вот и здесь животные решают головоломки и лабиринтные задачи. Такие же, кстати, предлагаются и зрителям (например, передвинуть шашки так, чтобы нужную вывести за поле, — что-то вроде игры в «пятнашки»).

Медведи нередко обыгрывают зрителей.

— Майя Даниловна, ну так зрители соображают сами, а медведям—то дрессировщики наверняка подают условные знаки, попискивают пищиком в нужный момент, — говорю я и слышу решительное: «Нет!».

— Зрители проигрывают, потому что мечутся между различными вариантами решения задачи, мешают друг другу. А медведь не отклоняется от курса: какую шашку наметил, еще только подходя к полю, такую и ведет.

У нас и корова великолепно решает лабиринтные задачи. Кстати, у нее кинематографическое прошлое: она снималась в кино.

— На съемки пригласили за достижения на арене?

— Наши животные снимались более чем в 30 художественных кинолентах: в «Морозко», «Короле гор», «Марье-искуснице», в «Легенде о княгине Ольге», в сказке «Огонь, вода и медные трубы» и т.д. Ослица на съемках телесериала «Очарованный принц» загуляла, и как раз во время прошлых наших ростовских гастролей малыша родила. Но это — так, к слову.

Однажды нам позвонили с «Мосфильма» и сказали, что предстоят съемки картины «Любовь зла», нужна корова. Белая с ярко-рыжими пятнами.

У нас коровы не было, и меня попросили ее купить. Найти молодую корову такой внешности оказалось не самым легким делом, но я нашла, когда наш цирк гастролировал в Азербайджане.

Трюков никаких она не знала, только-только ко мне привыкла, а тут — вызов на съемку, в Севастополь.

По сценарию в корову должна была превратиться невеста. То есть на самом деле она ни в кого не превращалась, хитрила, но жениху так задурили голову, что он поверил в это перевоплощение и всюду ходил с коровой как с невестой, приводил ее домой, представлял родителям.

Вот тут мне иногда пищик требовался. К примеру, корова должна была, гуляя по набережной, засмотреться на звезды. А надо оно ей, смотреть на звезды?

Пришлось мне с возвышенности подать сигнал пищиком, она и задрала морду — как будто звезды разглядывает.

Играла корова бесподобно, снимали ее без дублей. Там одна сцена была, когда жених ругается с коровой в спальне, она вышибает дверь рогом и уходит.

Мне сказали:

— Ну, конечно, она к этому трюку не готова. Сделайте муляж ее головы, а дальше — дело техники.

Муляж я сделала. Только он не понадобился.

В павильоне «Мосфильма» построили 3-комнатную секцию, жених ругался с коровой в спальне, я сидела в прихожей. В нужный момент пискнула пищиком, и наша умница все поняла: бэмс — и вышибла рогом дверь…

Она на тех съемках и в лифте преспокойно ездила, и на второй этаж взлетала по мраморной лестнице Министерства иностранных дел.

Интересно, что в аттракционе «Лабиринт» эта киноактриса выступает под псевдонимом. Как рассказывает Симонова, купила она тогда двух коров: эту и другую — на случай, если потребуется дублерша. А в цирке в то время целыми днями пропадали внучка Симоновой — Наташа и ее подружка — Ира. Всюду ходили девчонки парой и коровы тоже — всегда вдвоем. Артисты смеялись, говорили: «Наши коровки — прямо Ира с Наташей». Так их и назвали: ту, что стала киноактрисой, — Наташей, дублершу — Ирой, но…

На каждом представлении об этом не расскажешь. А обратишься к корове: «Наташа!», кто-нибудь из публики возьмет да обидится. Так что на публике зовут эту корову, решающую лабиринтные задачи, Буренкой. Ну а за кулисами называют по-прежнему — Наташей.