Мясниковский народный театр отметил вековой юбилей

Когда мне сказали, что народный театр в селе Чалтырь будет отмечать 100-летний юбилей, я решила: такое событие пропустить нельзя. Хоть я и не знаток театра, а обычный зритель, к любителям сцены питаю особые чувства: знаю, таланта и искренности у них зачастую больше, чем у иных профессионалов.

На спектаклях театра никогда не бывало пустых залов; что уж говорить о юбилейном вечере, когда на сцену районного Дома культуры вышел весь коллектив! Эмоции просто захлестывали тех, кто поздравлял юбиляров.

Среди актеров, которым вручали грамоты, подарки, цветы, были и убеленные сединами старожилы села, мужчины и женщины в расцвете творческих сил, и совсем юные девчонки и мальчишки — третье, а то и четвертое поколение, которое выходит на сцену с родителями и дедами. Это был звездный час всего коллектива и каждого актера.

Сто лет позади

Хачатур Хатламаджиян, главный режиссер и бессменный руководитель театра в течение 45 лет, пришел в него школьником, играл в спектаклях, в 20 лет впервые попробовал себя в режиссуре. И сразу понял: чтобы руководить такими талантливыми людьми, как его односельчане, надо серьезно и многому учиться. Поехал в Москву, поступил в знаменитое Щукинское училище, а закончив его, стал профессиональным режиссером.

У любительского театра такое притяжение, что раз придя сюда, никто не уходит, а если уйдет, то даже через годы возвращается, нередко с детьми и внуками. Пьесы здесь ставят на двух языках — русском и местном наречии.

…Начало театру в 1911 году положил небольшой коллектив местной интеллигенции, организовавшей драмкружок, которым руководили фотограф Татевос Кристостурян и учитель Мкртич Люледжиян. Первая постановка, которую они осуществили, — спектакль по пьесе классика армянской литературы Г. Сундукяна «Пепо». Вот юбиляры и постарались воссоздать дух начала прошлого века: на сцене — круглая тумба для афиш, шарманщик — непременная фигура на главной площади в дни ярмарок, сами актеры — кто в национальных костюмах, кто в современной одежде. Они и «прокрутили» перед зрителями ленту истории театра, прошедшего и через революцию, и через войны, и через памятный многим сидящим в зале застой и непростое время демократических перемен.

В очередном эпизоде актеры вышли на сцену с портретами тех, кто составлял костяк театра в прежние годы, потом их прикрепили на заднике, и получился яркий эффект присутствия: люди из прошлого смотрели на своих потомков. Любительская сцена объединила поколения самых разных людей: рядовых колхозников, учителей, студентов, школьников. Были среди актеров директор чалтырской типографии, редактор районной газеты, сотрудник прокуратуры. А жители села и всего района, где играют артисты, с удовольствием смотрят спектакли по два-три раза; более того: проходят годы — и театр снова возвращается к старым названиям. Так не сходят с афиши народные комедии «Уш лини — нуш лини» (Лучше поздно, но за любимого), «Пыл Пуги» (Придурковатый Пуги), «Аршин мал алан» («Покупатель товара на аршин!»), «Багдасар ахпар» («Дядя Багдасар»). На этих простодушных, искренних спектаклях, в которых живет душа народа, его характер, традиции, люди и ведут себя свободно, зачастую из зала подавая реплики, своеобразно общаясь с персонажами как со своими знакомцами.

Но Хачатур Хатламаджиян не замкнулся в старинных комедийных рамках. Поставил «Плутни Скапена», «Лекаря поневоле» и «Жоржа Дандена» Мольера, «Антигону» Брехта, на которую в советские времена отваживались только самые смелые.

Сцена из спектакля Бессмертие

В репертуаре народного театра (кстати, это звание коллектив получил в 1968 году) есть пьесы и на местную тематику. Сатира «Галета», фельетоны и юмористические рассказы на злобу дня, написанные в семидесятые — восьмидесятые годы директором районной типографии Аршаком Поповяном, с энтузиазмом разыгрывались сельскими артистами. Сам Хачатур Давидович инсценировал рассказ известного армянского писателя Рафаэла Патканяна «Чаху» («Ножик»), написал две юмористические пьесы о современной жизни села. А потом взялся за поистине неостывающую в нашей стране тему: люди помнили о подвиге артиллеристов батареи Сергея Оганяна, которая полегла в 1942 году в бою, защищая Большие Салы. Мясниковский народный театр со спектаклем по пьесе Хатламаджияна «Бессмертие» в 1971 году стал победителем областного смотра театральной самодеятельности, а на фестивале в Новороссийске — лауреатом всероссийского смотра. Когда спустя 40 лет после премьеры актеры вышли на сцену в солдатской форме и зазвучал дикторский текст, записанный в 1971 году народным артистом СССР, лауреатом «Золотой маски» Михаилом Бушновым, зал просто взорвался аплодисментами.

Михаил Бушнов с режисером Хачатуром Хатламаджияном

Разумеется, Михаил Ильич в тот вечер тоже поднимался на сцену Дома культуры. И в своем обращении не только к актерам, но ко всем собравшимся сказал: «Есть кто-то, кто мешает Хачатуру получить приличествующее его таланту и беззаветному служению театру звание, которое он заслужил уже 150 раз. Я верю, что он, наконец, его получит. Ведь нет среди народных театров такого долгожителя и нет второго режиссера, который бы 45 лет руководил театром, столь любимым зрителем».

Среди почетных гостей был и ростовский поэт Николай Скребов, участвовавший в создании спектакля на местном материале времен Великой Отечественной «Судьбой закаленные». Его здесь тоже признают за своего. Ему растроганно аплодировали, когда он прочитал стихи, написанные им для постановки почти полвека назад.

Уже в 2004 году новый успех коллективу принес спектакль по пьесе армянского драматурга Арамашота Папаяна «Оставайтесь солнцем!». В марте нынешнего года народный театр представил ростовским зрителям на сцене областного Дома народного творчества эту драму «армянского короля Лира», которого неблагодарные сыновья и невестки не желали приютить в своих просторных домах. Генеральный консул Армении в Южном федеральном округе Арарат Гомцян после спектакля, когда завязалось его обсуждение, процитировал армянскую пословицу, которая точно характеризовала впечатление от работы актеров: «В маленькой церкви можно организовать большуюслужбу». Спектакль «Оставайтесь солнцем!» — тоже лауреат областного фестиваля, а здесь, в районе, на него приходят семьями по 2-3 раза, организуют коллективные просмотры и обсуждения. Еще бы: ведь в нем играют опытные артисты Оган Экизян, София Чунахян, Тарас Кутулян, Акоп Асланян, Елена Епихина, Джульетта Пудеян, Варсеник Чувараян, Срабион Варткинаян, Наапет Хоянян. Есть любимцы публики, играющие в других спектаклях: Акоп Гайбарян, Сирануш Мороз, Григорий Попов, Ольга Хейгетян, Вера Килафян…

О художнике Тигране Карташяне, выпускнике художественного училища имени М.Б. Грекова в Ростове, хочется сказать особо. Его в день юбилея на сцене мы не увидели, но его имя произносил режиссер не один раз, утверждая, что театр буквально держится на этом человеке, его энтузиазме и таланте: без денег актер может вдохновенно сыграть свою роль, а вот попробуйте без денег оформить спектакль! Он умеет мастерить декорации из всего, что находит буквально «под ногами». Ведь театр живет небогато: и специального помещения для репетиций у него нет, и особых средств на постановки, костюмы и декорации. Выручают коллеги из ростовских театров. Но при всех сложностях в театре умеют радоваться жизни и радовать зрителей. Не так давно коллектив участвовал во Всероссийском фестивале любительских театров со спектаклем «Невеста из Имеретии» В. Константинова и Б. Рацера, где получил диплом лауреата и спецдиплом «За праздник театра». Очень точное определение любительского коллектива, несущего людям праздник.