В Ростовском молодежном театре с 23 декабря начнётся показ спектакля «Белоснежка и семь гномов» в режиссуре Юрия Попова и сценографии Анатолия Шикули.

Когда милые и наивные крошки, какой до своего шестнадцатилетия была принцесса Белоснежка (артистка Марина Карлышева), вырастают и начинают познавать мир, он открывается им порой с совсем неожиданной стороны. Спустившись в подземелье прекрасного замка накануне своего совершеннолетия, юная наследница трона узнает, что ее добрая и прекрасная мачеха способна на отнюдь не добрые поступки: заковала в кандалы и держит в темнице храброго принца.

У Белоснежки — чистая и открытая душа, и она сразу чувствует: на мачехе маска лицемерия, под ней — коварство. А юноша, который не хочет обрести свободу ценой предательства своего народа, сразу покоряет ее сердце. Она пытается его спасти, но… в одиночку трудно победить зло.

Именинный торт для Белоснежки

И это понимают даже самые юные зрители — их было немало на просмотреспектакля, который одинаково увлек и детей, и взрослых. Глаз от сцены не отрывали и завзятые театралы, и те, у кого по малолетству «за плечами» лишь походы в театр кукол. Старшее поколение подкупала манера игры актеров. они восхищались злой Королевой (заслуженная артистка России Ольга Щелокова), которая была так органично жестока и расчетлива, а в свои вокальные партии вкладывала столько черных душевных сил (удивительно подходящую злодейке и при этом такую красивую музыку написал композитор Лаймис Вилкончюс), что невольно возникало беспокойство за судьбу героев. С такой Королевой действительно надо держать ухо востро. И потому маленьким зрителям она сразу «ужасно не понравилась»! А я подумала: почему Королева не в белом? Почему в сказках зло всегда обозначено черным цветом? Может, поэтому нам, когда вырастаем, кажется, что мы способны его узнать с первого взгляда по черной мантии? А ведь зло рядится не только в мрачные одежды…

Неужели у егеря не дрогнет рука

Кстати, на фоне Королевы в черном наряде, почтисливающемся с декорациями, не выглядел таким уж злодеем Исполнитель королевских желаний (артист Денис Нефедьев), а метавшийсямежду служебным долгом и человечностью Егерь (заслуженный артист России Юрий Филатов) вызывал некоторое сочувствие. Тем более что ослушаться такую повелительницу, даже под руководством и напором вездесущей Вороны (артистка Раиса Пащенко), оказавшейся в спектакле носительницей доброго начала, было очень и очень рискованно.

Но в сказках добро всегда побеждает зло, потому что когда милые крошки подрастают и пытаются темным силам противостоять, всегда находится кто-то сильный и отважный, настоящий герой, который приходит им помощь. Как гномы, которые до того целых две тысячи лет равнодушно смотрели на мир людей. Ну, творятся там беззаконие и несправедливость, но зачем лезть в чужие дела? Лучше спокойно дождаться того момента, когда сам по себе найдется кто-то, кто восстановит мир и справедливость. И вот тогда они — хранители огромного богатства — передадут его в надежные и чистые руки. Жизнь гномов до того момента, как в их владения попала принцесса Белоснежка, была рутинной, однообразной: сон по расписанию и кропотливая работа.

Она пришла, чтобы погубить гномов...

Очарование Белоснежки пробудило в их душах незнакомое этим ребятам доселе чувство. И если они раньше беззаботно хохотали, дурачились, препирались между собой по любому поводу и без оного, то рядом с принцессой стали ранимыми, романтичными и… мужественными. Причем если в начале спектакля все гномы были по внутренней сути очень похожи друг на друга, то после встречи с Белоснежкой с ними произошли удивительные метаморфозы. Испытали крошку на своем «детекторе лжи» — окружив руками, как антеннами, улавливающими малейшую фальшь, поняли, что помыслы ее чисты, и все поголовно влюбились в принцессу и стали индивидуальны и неподражаемы, а какие в них проснулись эмоции и таланты! Но главное — они отказались от принципа невмешательства в дела людей. Когда с Белоснежкой случилась беда — она уснула летаргическим сном, съев яблоко, принесенное злой Королевой, гномы отправились освобождать принца, чтобы тот в свою очередь вернул из летаргического сна Белоснежку. Влюбленную семерку не остановило даже то, что их кумир навсегдапокинет их любитель.

Стоит посмотреть на то, что делает любовь даже с хозяевами подземного царства: они вырастают не только в собственных глазах, но и в глазах зрителей. И зрители в восторге!

К тому же многим сидящим в зале по душе «бескровные» методы борьбы с врагом: если злых Королев можно победить с помощью смеха, то так и надо поступить!

В спектакле благодаря компьютерной графике Игоря Ваганова появился еще один герой, которого нет в программке. Это — Зеркало. Оно действительно «оживало», когда к нему обращалась хозяйка, но имело свой несговорчивый характер и несло простую истину: все явления существуют независимо от нашего к ним отношения.

Декорации — замок, владения гномов, лес — впечатляют. Но вот света в некоторых эпизодах можно было бы дать и больше. Для детей 6-10 лет, которые станут самыми благодарными зрителями спектакля, темный задник — совсем не обязательная условность.

В финальной сцене актеров и всех причастных к этой замечательной постановке зрители наградили аплодисментами. Надо думать, что добрая сказка будет иметь несомненный успех.