На известном мемориале в Змиевской балке заменили мемориальную доску. Казалось бы, рядовой случай вызвал целый всплеск эмоций.
Дело в том, что прежняя и новая доски различаются по тексту, написанному на них. Если на прежней говорилось о 27 тысячах убитых здесь фашистскими оккупантами в военном 1943 году ростовских евреев, то на ныне помещенной на стене мемориала говорится уже о 27 тысячах мирных граждан без указания их национальности. Это и вызвало некоторое время назад споры в Ростове. И споры эти не утихают и сегодня. Одни, напоминая о том, что именно в Змиевской балке целенаправленно уничтожались евреи, а сам мемориал часто называют крупнейшим памятником холокоста, считают, что смена доски призвана замолчать этот факт, вырвать целую скорбную страницу из истории Второй мировой войны и непосредственно Ростова. Другие же, упирая на то, что в балке убиты и похоронены не только расстрелянные евреи, но и ростовчане других национальностей, а также пленные красноармейцы, убеждены, что не стоит, и более того опасно делать акцент на страданиях только одной национальности. Война принесла неисчислимые беды всему многонациональному советскому народу. Что и отметил председатель ростовского регионального центра «Мы русские» Сергей Клята на встрече за «круглым столом» в агентстве
Если мы сейчас начнем выделять
А председатель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин, не отрицая необходимости установки новой мемориальной доски, которая бы отдавала дань памяти не только евреям, тем не менее, убежден, что прежняя доска должна была тоже оставаться на своем месте:
Когда мы в соответствии с постановлением мэра города решили в 2011 году повесить доску, ее нужно было повесить. Но нельзя было снимать ту доску, которая висела с 2004 года
Однако начальник управления культуры администрации Ростова Людмила Лисицина, по ее словам, привыкла оперировать фактами:
Когда утверждали ту доску, памятник был бесхозным, он никому не принадлежал. Каждый мог повесить все, что угодно
Но стоит ли делить мертвых по национальностям? Правильно ли это?
Деление покойников по национальному признаку с процентным соотношением, по меньшей мере, способно вызвать внутренний этический протест, убежден
Сегодня доподлинно известно: в земле Змиевской балки, кроме евреев, лежат и русские, и армяне, и украинцы. И, скорее всего, число 27 тысяч далеко не окончательное. Убитых наверняка много больше. Ведь массовые захоронения уже обнаруживают и за границей комплекса.
Мы обязательно придем к тому, что укажем на стене мемориала каждого поименно. К этому надо стремиться. И это надо делать. Это наш долг перед погибшими, считает руководитель поискового объединения
С этой позицией трудно не согласиться. И, думается, против такого подхода к непростой теме не станет возражать и еврейская община. Заместитель ее председателя Петр Гольдшмидт, приведя известные данные о том, что в Змиевской балке захоронены более 30 тысяч советских граждан, 27 тысяч из которых евреи: женщины, дети, старики, считает, что факт того, что Змиевка стала местом самого массового истребления евреев, обязательно должен быть отражен. Возможно, Змиевская балка это наиболее крупный памятник холокосту.
Если отбросить все попытки порассуждать на тему, что означает, а что не означает термин «холокост», то можно увидеть, что позиции сторон в споре не так уж фатально расходятся. Точки соприкосновения есть. И их назвал главный архитектор мемориального комплекса «Змиевская балка»
Рубен Мурадьян:
Никаких сомнений в том, что большинство похороненных
Как это уже второй вопрос, следующий шаг, который предстоит сделать участникам дискуссии. А пока они выработали резолюцию, где обозначили спорные моменты и точки соприкосновения.