Хотя театральный сезон еще в разгаре и до подведения его итогов далеко, рискну предположить: самый яркий проект–2012 в донских владениях Мельпомены — это «Экспериментальная театральная площадка при Ростовском областном академическом молодежном театре».
Главное дух, а не статус
Что это за проект и ради чего задуман? Чтобы показать донской столице (пока донской столице, а как потом сложится видно будет) самые интересные экспериментальные постановки, созданные нашими земляками студийцами и профессионалами. Такова, по крайней мере, задачаминимум.
Первой экспериментальной работой профессионального коллектива, показанной в рамках проекта, стал спектакль «У ковчега, в восемь». Это работа новошахтинского муниципального театра. Напомню, что спектакль появился на свет благодаря эксперименту, который проводят в масштабах страны Театр наций и Лаборатория современной драматургии. А суть его в том, чтобы под руководством творческого десанта из Москвы в кратчайшие сроки сделать эскизы спектаклей по современным пьесам, а потом лучшие эскизы довести до уровня картин.
Ну а первыми студийцами, которым довелось открывать новый проект Ростовского молодежного, были актеры ростовского школьного театра «Эврика».
Впрочем, все это единый творческий поток, и главное тут сам дух эксперимента, а не статус участника.
Руководит проектом заслуженный артист России, актер, режиссер, радиоведущий Николай Ханжаров.
Это давняя идея, она возникла еще в середине 80х годов у тогдашнего художественного руководителя нашего театра Владимира Борисовича Чигишева, сказал он в ответ на мой вопрос о том, как родился проект, с чего началось. Чигишев вообще хотел, чтобы наш театр стал собирателем (в том старинном смысле этого слова), чтобы он объединил театральные коллективы, которые делают спектакли, адресованные детям и молодежи.
В силу ряда причин осуществить этот проект тогда не удалось, потом в жизни театра началась и вовсе не лучшая полоса Теперь, хочется надеяться, это в прошлом. А нынешнему руководителю театра Павлу Эдуардовичу Вагнеру эта давняя идея тоже оказалась близка. Так что с прошлой осени на малой сцене Молодежного театра раз в месяц гостевой экспериментальный спектакль. После спектакля зрительское обсуждение увиденного.
Кстати, в прежние годы такие встречи со зрителями были не частью эксперимента, а едва ли не всеобщим театральным правилом.
По закону сибири
Николай Мигдатович, много ли на Дону сегодня экспериментальных театральных коллективов, и есть ли у них шанс показаться в вашем проекте?
Начался проект, и пошли звонки из Ростова и области: «А у нас тоже интересный спектакль», стали присылать видеозаписи постановок.
Экспериментальные спектакли не из тех, которые можно поставить на поток. Но, даст Бог, развернемся и в следующем сезоне будем делать такие просмотры уже дважды в месяц.
Очень хотелось бы познакомить наших театралов с экспериментальными постановками наших соседей. К примеру, воронежцев: у них много интересного.
Думаю, для многих зрителей откровением и потрясением стало выступление детского оперного театра из Таганрога. Некоторые из них говорили, что и не знали о существовании детских опер. Чем еще удивите?
В конце февраля покажем спектакль «Театра в кубе». Очень интересный коллектив, который необычен еще и тем, что это театр частный довольно редкое на нашем пространстве явление.
В марте у нас будет спектакль «Дорога к дому» театра Михаила Сечина. Знакомые с творчеством этого театра называют его фестивальным: на каком бы фестивале ни показал свою работу, всюду получает награды, обращает на себя внимание зрителей и жюри.
Фестивалем завершится и первый сезон экспериментального проекта. Обещают чтото необычное, но это потом. А пока, расставаясь до новой встречи после очередного показа, сибиряк Николай Ханжаров призывает коллег и зрителей:
Друзья! Сейчас у нас суровые погодные условия. Не забывайте один из непреложных законов Сибири: «Увидел человека на снегу донеси его до тепла».
P. S. А 13 февраля территорию экспериментальной площадки предстоит освоить студенческому театру из Адыгеи. В честь Дня влюбленных он покажет мюзикл «Ромео и Джульетта».