Помню время, когда пасхальные куличи не продавали в советских магазинах по идеологическим соображениям, а в СМИ иные ретивые пропагандисты уверяли, что эта вкусная булочка не такое уж безобидное лакомство: слопаешь один кулич, потом — другой, потом захочешь посмотреть, как его освящают — и засосет церковная трясина.

Несмотря на все эти страшилки куличи на Пасху пекли во многих домах. Святить, может, и не ходили, но печь — пекли. Хозяйки (соседки, коллеги) устраивали дегустации пасхальной выпечки. Это было, как правило, соревнование замечательного с великолепным, «пальчики оближешь» — с отменным, потому что нельзя было испечь пасхальный кулич и не вложить в него душу.

С тех пор очень многое вокруг переменилось. Вечно занятые наши хозяйки, особенно жительницы крупных городов, все чаще предпочитают не затеваться с домашней выпечкой, а ставить на праздничный стол пасхальные куличи покупные — благо продаются они сейчас повсюду…

Да, то, что повсюду — это факт. Но каждая ли покупка принесет в дом радость?

 Лет пять я ради интереса покупала в разных местах Ростова (а, случалось, и не только Ростова) небольшие пасхальные куличи разных производителей. Увы, но это ассорти отнюдь не являло собой соревнование отличного с превосходным. Скорее — сносного с терпимым, так себе — с в общем-то удовлетворительным. Из шести-семи, а то и восьми куличей только один заслуживал похвалы: «Сделано с душой и на совесть. Вот это — действительно для праздника Пасхи».

— Ничего, рынок научит всех работать, все расставит по своим местам, — говорили знакомые, которым я рассказывала о своем эксперименте.

Ну не знаю… Что-то медленно учит. В Израиле давно уже рынок, а вон, показывают в телерепортажах: раввин или кто-то из его помощников обходят регулярно разные кафе, смотрят, не нарушаются ли рецептуры и технологии, каково качество ингредиентов и достоин ли продукт названия кошерного.

Может, и не нужно, чтобы православные батюшки проводили рейды по хлебозаводам и пекарням, ресторанам и кафе, контролируя качество выпечки пасхальных куличей: все-таки государство у нас светское, а пасхальные куличи многие в России покупают не для участия в церковных обрядах, а по традиции, которую считают уже просто народной. Другое дело: почему бы не открыть у нас на Дону православные кафе (подобный опыт в стране имеется), а при них — киоски розничной торговли продуктами? Той же пасхальной выпечкой. Чтобы если уж повезло там купить пасхальный кулич или, скажем, присыпку для кулича домашнего приготовления, творожную пасху или краску для яиц, то можно было бы не волноваться: все — только высшего качества, элитное, эталонное.

Недавно была у меня встреча с друзьями, родственники которых живут в Кабардино-Балкарии. Зашел разговор о тамошних нравах, обычаях, порядках, и друзья вспомнили, как купили в Нальчике отличную свинину, положили в прозрачный пакет, но их родственница тут же ее схватила и спрятала в непрозрачную сумку: «Мусульманам это зрелище было бы неприятно. Ни к чему раздражать людей».

— А пасхальные куличи православные там тоже носят в непрозрачных сумках? Или их там даже и не продают? — спросила я.

— Интересный вопрос! — сказали друзья. — Сейчас узнаем.

Позвонили родственникам и с изумлением пересказали услышанное:

— Пасхальные куличи на Страстной неделе продаются в Нальчике, как у нас, на каждом углу. Говорят, что много привозных. Может, и наши есть, ростовские.

Покупают куличи не только православные: многим мусульманам они тоже очень нравятся. А между нашими родственниками и их соседями по лестничной площадке давно заведено: на Курбан-байрам соседи-мусульмане угощают их своими пирогами, бараниной, а наши на Пасху дарят им кулич и крашеные яйца. Принимаются подарки с большой радостью.

После этого я еще больше укрепилась в мысли: надо официально определить производителей лучших пасхальных куличей и помечать их продукцию отличительным знаком. Ведь качество пасхального кулича, получается, больше, чем дело вкуса, удачной или не очень удачной покупки. Качество пасхального кулича — вопрос нашего национального престижа, если хотите — русской гордости.