Каждый, кто видел работы кукольного мастера Инны Ягузы, скажет, что это — призвание, талант! И немало, наверно, удивится, узнав, что этот талант архитектор Инна Ягуза открыла в себе не так давно, благодаря случаю.

Это было как в кино: ей предстояла деловая встреча, до назначенного места она добралась быстрее, чем ожидала. Чтобы скоротать время, зашла в Ростовскую галерею кукол.

Переступила порог — и словно шагнула в новый этап своей жизни. Выставленные в витринах авторские куклы, в том числе сделанные нашими земляками, пробудили желание попробовать себя в этом искусстве. Галерея объявляла о следующем наборе на курсы авторской куклы. Инна Ягуза на них записалась.

Новое занятие так ее увлекло, что, работая под руководством преподавателя Людмилы Монаховой над первой, ученической, куклой, Инна стала самостоятельно создавать уже другую — шарманщика. Или, может, это тому шарманщику так не терпелось с помощью Инны войти в наш мир?

Вслед за шарманщиком вскоре появились другие колоритные фигуры. И это при том, что свою основную работу Инна не оставляла (она — доцент кафедры дизайна Института архитектуры и искусств ЮФУ) и создание кукол — ее хобби.

Многие кукольные образы Инны Ягузы вызывают в памяти героев французских романов: танцовщица из «Мулен Руж», цветочница, булочник с закрученными усами, поэт в ночном кафе, кролик, похожий на придворного кавалера галантного века… Она и не скрывает, что рождены они любовью к Франции, ее культуре.

А недавно у нее наметилась еще одна серия с национальным уклоном. Инна решила воссоздать фрагменты старинного быта донских евреев. Первый персонаж — хозяин скобяной лавки — появился на выставке «Народы Дона» в Донской публичной библиотеке и сразу же оказался в центре внимания ее посетителей.

Есть у Инны и куклы портретные. К примеру, великий французский комик Луи де Фюнес в одной из самых знаменитых своих ролей — жандарма.

Работы Инны Ягузы интересны еще и множеством мелких деталей: хочется получше рассмотреть, а что же там, на полках в скобяной лавке? А на прилавке мясника? А какие растения в тележке цветочницы?

Особенно впечатляет композиция «Химик». Перед человеком в белом халате — лабораторный стол с трубочками, колбочками, горелкой. Эдакий облагороженный … самогонный аппарат. Размеры — кукольные, игрушечные, но если зажечь горелку, заработает, как настоящий.

Конечно, напрашивается мысль о помощнике. И я не раз слышала от женщин-куклоделов, что бывают в создании их композиций моменты, когда требуются мужское участие, навык работы с традиционно мужскими инструментами: дрелью, шлифовальной машиной и т.д. Поэтому одни призывают на помощь мужей, другие — сыновей, третьи заказывают нужные детали у мастеровых. А вот Инна Ягуза обходится без посторонней помощи. Спасибо папе: он ее всему этому научил еще в детстве. Говорил: «Неизвестно, какой муж тебе попадется. Чтобы ни от кого не зависеть, ты все должна уметь делать сама».

— Гораздо легче представить, что на курсы авторской куклы женщин приводит увлечение шитьем, вышиванием, бисероплетением и прочими дамскими рукоделиями…

— Шить я тоже могу. Но научилась этому позже, чем стала делать светильники. Шить меня в 90-е годы заставила жизнь, поставив перед выбором: или мне, взрослому уже человеку, донашивать школьные платьица и неизвестно во что одевать ребенка, или осваивать это ремесло.

Я научилась вещи перешивать, перекраивать, комбинировать и перелицовывать. Потом в качестве подарков мне стали преподносить отрезы. Потом шитье превратилось в хобби, оказалось, что сшить самой скатерть или шторы, или чехол на диван — это еще и удовольствие.

А уж какая радость была, наверно, друзьям Инны получать от нее в качестве презента эксклюзивную текстильную куклу, валентиново сердечко (второго такого не будет), затейливый новогодний сапожок!

Поразительно, но все, все, все (и одежду — настоящую и кукольную, и диванные чехлы, и текстильные сувениры) Инна Ягуза делает своими руками буквально: ведь швейной машинкой она не пользуется. За стежком — стежок, как в старинные времена. Уверяет, что при известной сноровке так даже удобнее и надежнее.

— Наверно, и все ваши куклы живут в каком-нибудь необычном кукольном доме, который вы сделали своими руками? — спросила я.

Не угадала. Ее куклы быстро покидают материнский кров. Они становятся сюрпризами друзьям, поселяются в частных коллекциях. Инна отпускает их с легким сердцем.

Куклу, с которой не расстанется, пока только лелеет в мечтах. Это будет композиция по фотографии из семейного альбома: скамеечка в парке, рядом — детская коляска, на скамеечке — отец Инны, очень молодой и очень счастливый.

Фото из архива Инны Ягузы

Фоторепортаж