• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
6 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Культура
  • Давайте гранить не стекло, но алмазы!

Давайте гранить не стекло, но алмазы!

Дата публикации: 8 июн 2012 г.

В тот вечер на пушкинском концерте Гаянэ Джаникян горели свечи, и зрители говорили потом, что видели вокруг них какой-то необычный ореол.

Марина Каминская
Марина Каминская
1567

В другой раз при сходных обстоятельствах особо тонкие натуры ощутили запах роз, и некоторых он сопровождал еще дня три.

— Это — чудо! Это — знак! — восклицали зрители.

На мой вопрос Гаянэ об этих знаках и чудесах она ответит, что существование тонкого мира и его проявленность в нашем, вещном, для нее несомненны, но стоит ли на это отвлекаться? Разве не большее чудо тот великий дух, присутствие которого ощущает каждый, хотя бы только прикоснувшийся к пушкинскому творчеству? И не величайший ли знак, когда и столетия спустя люди собираются вместе, чтобы почтить поэта и погрузиться в энергетический поток его стихов?

Свою нынешнюю пушкинскую программу солистка «Классик-концерта» Ростовской областной филармонии Гаянэ Джаникян, ее концертмейстер Юлиан Селицкий и ведущий вечера Александр Селицкий назначили на 14 июня и назвали «Мелодия пушкинской строки». В ней и популярные произведения композиторов XIX века, и не столь известные, но не менее интересные сочинения творцов века XX: Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шапорина.

— Чем ближе к современности, тем больше некоторые произведения, включенные в этот концерт, похожи на импрессионистское погружение в Пушкина, — характеризует особенность их стиля Гаянэ Джаникян.

Слово «погружение» я услышу от нее еще не раз. Ведь подготовка программы — это для нее погружение в стихию пушкинских строк и музыки, услышанной в них композиторами. Погружение долгое, глубокое — до тех пор, пока эти сочинения не станут словно частью ее самой. Идеал зрительского восприятия — тоже погружение, такое, когда исчезают все пространственно-временные преграды, и нет больше расстояний, разделяющих нас, нынешних, и Пушкина.

Я спросила Гаянэ Джаникян, когда и как вошел впервые в ее жизнь Пушкин?

— В детстве, конечно, через сказку: ею он открыл окно в пространство, где я могла фантазировать. У меня всегда было ощущение: если бы остаться в пространстве его сказки, можно было бы самой много чего еще чудесного увидеть — того, что видел и преображал в стихотворные строки Пушкин.

Для меня Пушкин не только поэт, но и мистик, пророк. Можно однажды открыть томик его стихов, прочесть что-то — пушкинский образ оживет в тебе, наполнит энергией. Спустя время она затухнет, конечно, ведь в человеке все образы со временем затухают, но вернешься когда-нибудь к этим строкам вновь и обнаружишь в них уже не только знакомый художественный образ, но и некую новую мудрость.

У этой мудрости несколько завес, которые мы открываем — каждую в свой черед, возвращаясь вновь и вновь к Пушкину. Я знаю, что будет мне 90, 100 лет, ну 80 хотя бы дай Бог прожить, я открою Пушкина и найду в его поэзии то, чего сейчас не вижу.

— Вы сказали о том, что Пушкин — мистик, пророк, и мне вспомнилось, что есть люди, которые даже гадают на его книгах…

— Это тоже способ проникновения в какой-то другой мир. Но мне кажется: познавать Пушкина, читая его сочинения, лучше, чем на его стихах гадать. Я не гадаю, я — вкушаю, то есть, прочитывая, проживаю вместе с Пушкиным то, что увидел и испытал он, которому Господь даровал так много.

— Вы будете исполнять романсы, среди которых есть, наверно, написанные на стихи, посвященные Пушкиным конкретным женщинам. Важно ли для вас знать, кто они, эти адресатки, какими были, как выглядели?

— Можно рассказывать о том, что Пушкин был влюблен в ту или иную даму, посвятил ей стихотворение… Это — факт, но для меня он несущественен. Я читаю стихи Пушкина и вижу стремительную эволюцию жившего в нем великого духа, который устами этого человека передал тончайшие волнения души, нюансы чувств и настроения.

Кто послужил поводом к написанию этих шедевров — не важно. По крайней мере, не главное. Важнее для меня то, что я, женщина, читаю его стихи о женщинах, которыми он восхищался, так тонко чувствуя природу женской красоты, и сама наполняюсь энергией этого восхищения!

— Многие женщины-поэты ревнуют Пушкина к Наталье Николаевне, нередко винят ее в гибели Пушкина. Эти чувства знакомы певицам, исполняющим романсы на его стихи?

— Я к ней не ревную, для меня она — часть самого Пушкина. Да, многие обвиняют ее в том, что флиртовала с Дантесом, говорят, что Пушкин погиб из-за нее…

Есть вещи кармические, судьбоносные, которые не от случая зависят. Его смерть заставляет нас задуматься о том, что такое смерть вообще? Его отношение к жене, а ее — к нему возвращают нас к вопросам о том, что есть нравственность, мораль, дело чести? Восхищаясь им, этим великим духом, его высоким пареньем, его стихом божественным, мы задаемся миллионом вопросов о жизни, смерти и любви. Так, может, все это — ее неосторожность, его дуэль, вся их история — необходимы были для того, чтобы мы задавались и задавались этими вопросами?

— Существует мнение, что для привлечения нынешних зрителей к классическому искусству надо вносить в те же классические концерты элементы эстрады. Вы с ним согласны?

— Для меня филармония — это дом, где должно жить высокое искусство. Действительно, есть люди, которые говорят: «Классика — это старо, мир сейчас иной, он привык кричать о своих чувствах, он рисует броскими красками». И тем не менее я многократно убеждалась: если на сцене подлинное, если там — искренние переживания, эти энергетические вибрации воздействуют на любую публику.

Конечно, и классические исполнители шутят и развлекают, но в согласии с канонами своего искусства, а не так, как на эстраде. Вот есть алмаз и есть стекло. Если в шлифовку алмаза вложено много труда, он засияет глубоким внутренним светом. Какой бы виртуозной ни была шлифовка стекла, этим внутренним светом его не наполнить. Я думаю, что тем, кто служит классическому искусству, надо брать драгоценные камни и их обрабатывать. А стекло оставить другим, кто лучше знает, как его выгоднее использовать и где найти применение.

Давайте погружаться в Пушкина! Давайте гранить не стекла, но алмазы!

Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Где будет город-сад?
Где будет город-сад?

Первое заседание градостроительного совета области было посвящено проблемам озеленения.

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA