Сергей Жилин, известный автор и исполнитель песен, в свое время профессионально занимался музыкальными радиостанциями. Работал на ростовских радио (сетевых партнерах московских радиостанций). Был программным редактором на радио «Шансон», главным редактором на «Авторадио». Как художественный руководитель и главный редактор разрабатывал концепцию радиостанции «Казачий Дон» и радио «Донская волна».
И поговорить с Сергеем мы собирались о таком песенном жанре, как шансон. Однако встречу пришлось отложить Сергей отмечал
Как известно, термин «шансон» пришел к нам из Франции. И применялся к многоголосной французской песне
Я над этим разграничением всегда иронизировал. На эту тему у меня есть песня, так и называется «Жанровые страдания». Когда у нас только зазвучали песни в жанре шансон, многие задавались вопросом: это блатняк или нет? Со временем сомнения отпали. Потому что шансон стал звучать повсюду. Произошло некое развитие этого понятия. Взять те же радиостанции. Никто точно не прочертит границу вот здесь, скажем, «Шансон», а здесь «Милицейская волна». Одни и те же исполнители звучат на многих радиостанциях.
Но мы сейчас говорим не о радио, а о песенных жанрах.
А кто составляет эти программы? Радиостанции. Исполнителю песен для того, чтобы стать известным, необходимо попасть в ротацию на радио. Скажем, он приносит свою новую композицию, а ему программный директор говорит: «Дорогой мой, все замечательно, только твоя музыка не формат». Для исполнителя это звучит как приговор.
Вкусовщина
И то, и другое. Это же бизнес. Во времена бардовских песен этих механизмов не было.
Тогда чаще пели в лесу, на лужайке.
Да хоть на лужайке, но пусть это будет профессионально. Городницкий ученый, Визбор геолог, журналист, спортсмен, Высоцкий актер театра и кино. Песня для них не была профессией. А как талантливо
А ты к чему ближе: авторской интеллектуальной песне или к шансону?
Я ближе к народу. Я не хочу попадать ни в какую обойму. Хотя мне замечательные продюсеры предлагали
Ты «человек неформата»?
Почему же. Когда я прихожу на московский телеканал «Ля минор», конечно, я подбираю репертуар, знаю, какая будет аудитория. И моя задача за отведенный мне час презентовать диск «Богатырский дух». Соответственно, я готовлюсь к эфиру, рассказываю о своих песнях, отвечаю на вопросы телеведущих. Но я не приду, к примеру, на «Русское радио»
То есть тебе интересно то, чего ты не знаешь?
Абсолютно точно. Как только я понял, что на радио я все «прошел», меня это перестало привлекать.
А что дает преподавание?
Возможность вспомнить и проанализировать свой путь. Несколько отстраненно посмотреть на себя со стороны: что делает этот человек с гитарой или без гитары? Я часто выхожу на сцену без гитары, когда звучат живые инструменты, и я могу двигаться по сцене. Тогда большая амплитуда взаимодействия со зрителем, слушателем.
Когда ты впервые понял, что петь классно?
В шестнадцать лет. У меня появилась гитара, мне показали не три, а целых семь аккордов, и я уже буквально
А песни каких исполнителей ты любишь слушать?
Каждому возрасту своя музыка. В молодости слушал «Бони М», «Отаван» то, что называют дискотекой
Любопытно наблюдать за самой жизнью?
И осознавать жизнь. Это чрезвычайно интересный процесс. Когда ты к этому приходишь и говоришь, что нет предела совершенству и развитию, то это звучит не просто как заученная фраза, а уже присутствует в тебе. И я сейчас настолько углублен в создание своей картины мира, своей музыки, сочетание музыки и слова, что мне некогда смотреть по сторонам.
Тогда куда ты смотришь?
Отвечу строчками из новой песни: «Сохну, как степь накануне грозы, сохну, как воздух высокогорный, кровь моя слышит славянский призыв, кровь моя чует славянские корни». То есть мы от своих корней несколько отошли, что ли. И сейчас я, помимо песенного творчества, занимаюсь нашей историей и языком, той основой, на которой строю свое творчество.
Хочешь вернуться к песне, которая трогала бы душу, передавала настроение, грусть или радость, свойственную именно русскому человеку?
Вот именно. Я стараюсь делать так, чтобы люди пришли на мои концерты, сели и очнулись через
Встречи с какими людьми повлияли на твое творчество?
Если я буду называть известных людей, получится несколько неловко: вот видите, я с ними встречался. Мне этого не хочется. Если назову имена людей, которые мне реально дороги и близки, они ничего не скажут нашим читателям. Сейчас я ценю каждую встречу, а она несет в себе некий сигнал.
Например?
Год, если не ошибаюсь,
Я не должен был служить в Чите, должен был служить в Белоруссии. На сборном пункте в Батайске я, тогда еще курящий, отошел в сторону,
Ты к этому пришел уже тогда?
Я к этому и сейчас иду. Чем дальше ты идешь, тем шире перед тобой раскрывается понимание устройства этого мира.
Подходишь философски?
Философски подходил Кант, другие товарищи. Я подхожу с точки зрения практики и пользы. Когда ты начинаешь понимать, что не от правительства, не от твоего начальника, родственников и друзей, а от твоих мыслей, слов, поступков зависит твое состояние, положение в обществе, возникает совсем иное мироощущение. Очень здорово,
Для тебя важно остановиться, оглянуться?..
Можно, конечно, остановиться, постоять. Но не в каждый момент. Всему свое время.
Я имею в виду наедине с собой предаешься размышлениям?
Нет, не предаюсь. Это некая смесь жизнеощущения. А мы постоянно
Было, что жаловался?
Как же не было? Вот об этом новая песня: «Нужно было пройти, чтоб узнать, нужно было узнать, чтоб сравнить, нужно было сравнить, чтоб понять, где твоя путеводная нить.
А что, кроме песен, гитары, ты больше всего любишь?
Наверное,
Все равно возвращаешься к своей работе.
Я это называю призванием. У слова «работа» не очень хороший корень. Пишу меньше, но эффективнее. Помню, в Москве, в школе телевидения, один товарищ с Алтая сказал, что вдохновение можно приманивать. Я тогда посмеялся. А сейчас понимаю, о чем шла речь. Это не значит сесть за письменный стол и сказать себе: «Сейчас вдохновлюсь!» Но осознавать и чувствовать вдохновение это классно.
Часто такое происходит?
С чем сравнивать. Но это одно из моих постоянных стремлений. Очень многое могу написать на мастерстве. Если есть некий заказ, как бы это ни звучало, я пишу только тогда, когда есть к этому предрасположенность. Если мне неинтересно, писать не буду.
Только если интересно?
Так если не интересно, что ж этим заниматься? Ради денег? Это большая иллюзия.