Марионеточная группа пусть собирается на гастроли: ей предстоит работа в пяти районах нашей области. Петрушечная группа останется в Ростове, но будет давать по пять спектаклей в день».
Вероятно, такое распоряжение труппа молодого Ростовского театра кукол услышала в начале 1941 года от своего главного режиссера Д. Мельцера. Сказано сделано. О сделанном сообщено тем же тов. Мельцером читателям нашей газеты («Большевистской смены»). Но что это за практика делить труппу кукольного театра на специализированные труппы? Сохранилась ли она? С какими куклами сегодня ездят на гастроли? С этими вопросами я обратилась к ведущему актеру Ростовского театра кукол им.
В. С. Былкова, заслуженному артисту России Александру Василенко и очень его удивила.
У нас универсальные актеры, которые работают со всеми типами кукол, сказал он. Можно предположить, что и на заре становления нашего театра деление на группы тоже было условным: просто одни артисты остались в Ростове, чтобы работать в спектакле
Александр Дмитриевич, а какие куклы заняты в нынешних ваших постановках? Остались в репертуаре чисто петрушечные спектакли?
Нет, не остались, и вообще сейчас в спектакле чаще участвуют куклы разных конструкций. По типу петрушек (то есть кукол, надеваемых на руку, со специальными патрончиками внутри) у нас, к примеру, изготовлены придворные короля лилипутов в «Приключениях Гулливера». Петрушечную и перчаточную куклу (это когда на руку, обтянутую трикотажной перчаткой, надевается только голова куклы и еще, возможно, ручки) зрители видят в нашей
Кукла-марионетка
Больше всего в нашей кукольной труппе кукол тростевых. Устроены они так, что могут с помощью актера, который стоит за ширмой, крутить головой, открывать рот, хлопать ресницами и т. д. Вот знаете, как кукла на сцене плачет? К ее глазам подводят трубочки, в них в нужный момент вставляют самую обычную клизму с водой, нажатие на «грушу» и слезы льются в три ручья.
Работать с тростевой куклой нелегко в самом прямом смысле этого слова, зато интересно. Почему нелегко? Да веса в ней вместе с металлическими тростями может быть килограммов пять, а то и шесть. Держать ее нужно на вытянутой руке. К тому же голова у актера, пока его кукла на сцене, отклонена вбок, а ему при этом еще надо произносить слова роли, да так, чтобы все четко было слышно даже зрителю в 20 ряду! Но все равно тростевые куклы просто замечательные, и моя самая любимая кукла тростевая, Солдат из спектакля по андерсенвской сказке «Огниво».
Еще у нас есть куклы ростовые (они, кстати, тоже могут работать не только в театре, но и на эстраде). Эти куклы в человеческий рост, а, бывает, и выше. В идеале работающий с этой куклой актер благодаря своему мастерству превращается в невидимку: хотя он рядом, не за ширмой, руководит куклой так, что все внимание зрителя обращается только на нее.
Вариант ростовой куклы большая голова кукольного персонажа, которую актер надевает на свою голову и в таком виде появляется на сцене или даже выходит в зал. Таков у нас Волк в «Красной шапочке», Пожарный в спектакле про Карлсона.
А от чего зависит, будет в спектакле
Это обусловлено художественной задачей, которую ставят перед собой режиссер и художник постановки. К примеру, был у
Куклы, занятые в ваших спектаклях, родом откуда?
Из мастерских нашего театра. И сами фигуры, и их наряды, и прически все сделано руками наших мастеров. Разве что парики и бороды для «живого плана» (то есть не для кукол, а для людей) заказываем порой у коллег в Ростовском музыкальном театре.