В донской столице в рамках фестиваля современного искусства, посвященного юбилею Ростовской области, сразу в двух корпусах Областного музея изобразительного искусства открылись выставки разножанровых работ наших земляков, художников из других российских регионов и ближнего зарубежья.

Выставка в залах на ул. Пушкинской, 115 — это скрещение судеб и творческих линий двух художников — Василия Орлова и Василия Слепченко. По месту рождения оба они — нездешние, но характер и творческий стиль формировались у нас, на Дону.

Василию Орлову бог отмерил большую, очень большую жизнь — целых сто лет! Причем почти до последнего Орлов не оставлял занятий творчеством. Василий Слепченко не дожил и до тридцати. Музей отобрал для этой выставки раннюю графику Орлова (работы из частной коллекции), получилось, как будто в соседних залах — ровесники, только молодость одного пришлась на 30-е годы XX века, другого — на 80-е. В результате — очень любопытные параллели и несовпадения в поисках художественного языка и во взгляде на свое время.

Выставка в здании по Чехова, 60 — куда более экспериментальная, точнее говоря, спорная. В этих залах — концептуальные живопись и графика, фотография, цветная портретная аппликация. Имена совсем пока еще безвестные или звонкие в кругах приверженцев актуального искусства. К примеру, Давид Тер-Оганьян, чьи принты, воспроизводящие какие-то увеличенные беглые наброски, вывешены на центральной стене.

В общем-то выставка и заявлена как дискуссионная. Уже у первых ее посетителей возникло сомнение: соответствуют ли эстетическая ценность и художественный масштаб представленных здесь работ статусу такого музея?

Ответ найдем в этих же стенах: современный художественный процесс нельзя игнорировать, но идея Центра современного искусства уже много лет витает в воздухе, не обретая материальной формы. Интересный способ решения этой проблемы предлагает ростовский архитектор Александр Стадник. На выставке — эскизы его проекта такого центра, оригинальное соединение старого и нового. Ведь в Центр современного искусства Стадник превратил выходящие на ростовскую набережную знаменитые Парамоновские склады.

Художники и первые посетители решили, что вариант Стадника заслуживает серьезного рассмотрения. Что скажут власти?