В донской столице прошел Пятый всероссийский театральный фестиваль «Русская комедия». Побывав на его спектаклях (или хотя бы взглянув на фестивальную афишу), зрители, верно, заметили, что «Русская комедия» расширила свои географические границы. Ведь в числе ее участников был также театр из Витебска (Республика Беларусь), который показал спектакль «Жарты» по произведениям своего национального классика Купалы.

По словам директора фестиваля народного артиста России Николая Сорокина, включение в программу зарубежного коллектива — не случайность, а первый шаг к тому, чтобы «Русская комедия» стала фестивалем международным, и чтоб приезжали к нам не только из близкого, но и из дальнего зарубежья.

Это задача на завтра или даже на послезавтра, а вот количество коллективов — участников фестиваля заметно выросло уже сегодня: каждый вечер зрителям предлагались на выбор два спектакля — один на Большой сцене академического драмтеатра им. Горького, другой — на Малой.

Это был трудный выбор: спектакли демонстрировались только один раз, вот и думай, что предпочесть — то ли «О вреде табака» — постановку Московского театра «На Покровке», где играет блестящий Сергей Арцибашев, то ли «Женитьбу» Гоголя — спектакль московского театра «Откровение».

На пресс-конференции, которая состоялась накануне фестиваля, прозвучал вопрос: почему в его программе всегда преобладают спектакли по пьесам русских классиков (Островский, Чехов, Гоголь)? Почему нет современных российских авторов?

И члены жюри, и именитые режиссеры — участники фестиваля (Николай Губенко, Марк Розовский) сошлись во мнении: современная комедия без ненормативной лексики, элементов чернухи, которая бы не только развлекала, обличала, но еще и возвышала душу — это большая редкость. А фестиваль ориентирован на позитивное и высокое.

По реакции зала на открытии фестиваля было заметно, что многих удивило присутствие народного артиста России Игоря Костолевского в качестве председателя жюри «Русской комедии». Это, наверное, потому, что нам Костолевский больше известен по своим романтическим киноролям. Но в театре он играет и в комедиях, комедию называет своим любимым жанром.

— А когда комедия заставляет задуматься об абсолютных ценностях — нет ничего в театре важнее такой комедии, — сказал он донским журналистам.

Хотя приездом столичных артистов донскую публику не поразить (антрепризы с участием звезд — давно уже привычное у нас явление), все же к спектаклям московских и питерских театров отношение особое. Именно от них публика прежде всего ожидает и вдохновенной, высококлассной игры актеров, и необычных режиссерских решений, и оригинального оформления. Однако осмелюсь утверждать, что фаворитом этого фестиваля стал спектакль «Квадратура круга» по пьесе Валентина Катаева, который показал казанский академический русский большой драматический театр им. В. И. Качалова.

Здесь все сошлось: умная, веселая, неизбитая пьеса на вечную тему о любви и браке, окрашенная колоритом первых советских лет (Катаев написал ее в 1927 году), прекрасная актерская игра, режиссура, отсекающая все лишнее, так что на сцене не было ни одного невыверенного шага или движения. Кстати, это — постановка худрука качаловцев — Александра Славутского, который оставил свой след и в истории ростовского драмтеатра им. м. Горького.

Мнения зрителей совпали с оценками жюри. Вообще ни один театр не уехал с «Русской комедии» без награды, ведь система присуждения наград была близка к начислению баллов, и каждый спектакль мог получить приз и за лучшую режиссуру, и за лучшую женскую или мужскую роль, сценографию и т.д. Но больше всего призов повезли домой качаловцы.

Ростовский театр им. М. Горького показывал постановку по Чехову «Невидимые миру слезы» и по количеству призов тоже вышел в лидеры.

Осталось добавить, что в состав фестивального жюри входил человек, голосом которого с российских киноэкранов говорят Аль Пачино и Энтони Хопкинс, Ричард Гир и Роберт де Ниро. Эксклюзивное интервью с ним читайте в одном из ближайших номеров «НВ».