То, что Полина Дашкова, автор детективов, популярных в нашей стране и переведенных на ряд иностранных языков, написала исторический роман, едва ли удивило поклонников ее творчества. Некоторые известные детективщики не смущаются называть себя литературными игротехниками, а для Дашковой писательство всегда было делом серьезным.
Впрочем, история тоже полна загадок и детективных интриг, причем на любом своем отрезке. Дашкову привлекли тайны начала Второй мировой и Великой Отечественной. Роман она назвала «Пакт». Речь о нем не могла не зайти на ее встрече с журналистами и читателями, которая состоялась в Донской публичной библиотеке в рамках фестиваля «Донская книга».
Я думала дойти в «Пакте» до 22 июня 1941 года, но сейчас пишу второй том и вижу, что раньше осени
В последнее время, во многом с легкой руки Виктора Суворова, в России набирает широкие ряды сторонников то мнение, что Сталин сам готовился напасть на Гитлера, и один монстр просто перехитрил и упредил другого.
Ерунда полная, считает Дашкова. Сталин не мог не сознавать, сколько на тот момент в Красной Армии существовало серьезнейших проблем. Надо было быть идиотом, чтобы с такой армией нападать на такого сильного противника. К тому же у Сталина был чудовищный страх войны. Но если бы он действительно решился напасть на Гитлера, в тот момент это было бы даже благородно.
Когда Валентина Пикуля, автора популярных в советские годы исторических романов, спросили однажды, как относится он к критике, Пикуль ответил: «Да я просто ее не читаю». А значат
Было время, когда по числу проданных в Советском Союзе книг Пикуль входил в тройку лидеров: такие же огромные тиражи были еще только у Юлиана Семенова и Мориса Дрюона. Но Пикуля не принимали в члены Союза писателей, в писательской среде его презирали за то, что у него не было образования, ненавидели за успех. И правильно он делал, что не читал их критику. Пикуль дотошно изучал историческую фактуру. Попробовали бы те критики так написать, к примеру, о временах Анны Иоанновны, как это сделал Пикуль.
А для меня самые лучшие критики это мои внимательные читатели.
У вас есть любимый писатель и поэт?
Это сродни вопросу: «Что бы вы взяли с собой на необитаемый остров?». Прежде всего Библию: Ветхий и Новый заветы и, наверно, томик Бунина Ивана Алексеевича.
В разном возрасте нравятся разные писатели. В 14 лет может показаться, что самый великий это Сэлинлджер, но в 20 понимаешь, что это не так.
Есть книги и авторы
Один участник этой встречи рассказал, как, проходя в Ростове по Пушкинскому бульвару, увидел четырех девиц, взгромоздившихся на памятник Чехову, чтобы пятая подруга их запечатлела. Он сделал им замечание: негоже, мол, забираться на монумент, как на дерево, а они в ответ:
Любим русскую литературу!
Другой махнул бы на них рукой и пошел дальше, а тут человек настойчивый.
Если, говорит, так литературу любите, скажите, за что Лермонтов убил Пушкина?
Ну это он специально вопрос такой провокационный, с подвохом задал.
А я откуда знаю? сказала одна.
Мужчина, этого быть не может, чтоб Лермонтов Пушкина убил, потому что Пушкин жил в XVI веке, а Лермонтов в XVIII!
Этим трагикомическим эпизодом читатель предварил вопрос: почему нынешние школьники плохо знают литературу и не любят читать, велика ли в том вина школьных учителей и как этой беде помочь?
Когда я училась в школе, соотношение между теми, кто ничего не читали, читали лишь требуемое школьной программой и тут же забывали прочитанное, и теми, которые читали взахлеб в свое удовольствие, было примерно то же, возразила Дашкова. К тому же не все зависит от школы и учителя, многое определяет семья. Маленьким детям родители должны читать вслух хорошие классические тексты, хотя бы по 20 минут на ночь, подрастающий ребенок должен видеть, что его родители сами тоже читают книги.
В том, что вас так взволновало, кроется еще другая проблема: как общество относится к невежеству? В 90-е годы престиж знания упал очень низко, но сейчас,
Как вы думаете, скоро электронная книга вытеснит бумажную?
Помню книжную ярмарку во Франкфурте, где презентация электронных книг вызвала ажиотаж, сопровождавшийся пророчествами о скорой и неминуемой смерти бумажной книги. Но недавно в Париже я специально обращала внимание на читающих ни у кого из них не было в руках электроники. В кафе, парках люди читали обычные бумажные книги.
Мне кажется, что в Европе растет понимание: читать с экрана компьютера вредно для глаз и если есть возможность этого избежать, пренебрегать ею не стоит.
А электронная книга, на мой взгляд, хороша в качестве справочника. Например, медицинского, необходимого в работе врача.
В «Пакте» моя героиня Маша, когда ей плохо, сочиняет стишки. То есть там за Машу пишу стихи, конечно, я. А так, для себя, уже нет.
Почему в сравнении с другими вашими коллегами у вас так мало книг?
Я пишу долго. Самый быстрый свой роман «Никто не заплачет» написала за 100 дней, над самым долгим «Приз» работала больше двух лет. Если роман написан быстро, то после долго чувствуешь себя выжатым лимоном.
А как вы восстанавливаетесь? Какой у вас распорядок?
Особого распорядка нет. Если я дома, то большую часть времени провожу за рабочим столом. Лучший отдых для меня пешие прогулки, желательно по лесу.
Несколько лет назад был цикл телепередач о цветоводстве, в ходе которых известным людям озеленяли квартиры. Озеленили и вашу, но какова судьба тех растений и удалось ли вам работу над книгами соединить с занятием комнатным цветоводством?
Тогда в комнате моей старшей дочки посадили инжир, который
Вам снятся герои ваших книг?
Преследуют и во сне! Но когда роман завершен, с ними всегда трудно и жаль расставаться.