Недавно российский государственный Центральный банк выпустил в обращение юбилейную монету «1150-летие зарождения российской государственности». В 862 году жители Великого Новгорода призвали на княжение князя Рюрика. На празднование годовщины российской государственности я оказался в Великом Новгороде.

Перед нами ров. Он настолько огромен, что, увидев его в первый раз, я подумал: его можно сравнить разве что только с каналом Волго-Дон. Но Волго-Дон — наша современность. Его построили с помощью бульдозеров и экскаваторов. А этот ров — древний из древнейших. Сколько тысяч людей его сооружали в то далекое время, когда в лесах грабили путников соловьи-разбойники?

За рвом поднимаются башни и стена древнего Кремля Великого Новгорода. Спрашиваю моего спутника:

— Владимир Николаевич, ты — коренной новгородец, на этой земле родился, вырос и живешь, что чувствуешь, когда очередной ошеломленный увиденной древностью приезжий готов броситься на колени перед открывшейся ему святыней?

— Ты не первый, кого заставляют думать о вечном наши древние сокровища. За этими стенами наши предки создавали историю для нас, поэтому и воздать им должное в самый раз.

Мы спустились в ров, воображая, как лет девятьсот назад его пытались прео­долеть чужеземные всадники под градом стрел новгородских лучников, разместившихся на кремлевских стенах. В то время Великий Новгород, объединявший разноплеменные народности, ни разу не сдавался в плен захватчикам. Населявшие его славянские, финские и другие племена были настолько мудры, что еще 1150 лет назад послали своих представителей на новгородский холм, чтобы те договорились о создании единого государственного образования под руководством независимого от племенных распрей государя. Об этом написал всего несколько строчек в своей знаменитой летописи о происхождении древнерусского государства «Повесть временных лет» монах Нестор. Именно эти строчки знаменуют начало России.

— Что было до этого? — спрашиваю у Владимира.

— Если углубиться в нашу землю, изучить труды древнегреческих историков, то можно обнаружить еще более древнее новгородское начало. Вспомним Птолемея. Он поведал потомкам: жители берега Балтийского моря, славяне, были изгнаны готами в 216 году до нашей эры с балтийских янтарных приисков. Пришлось славянам переместиться на северо-восток, на берег реки Волхов возле озера Ильмень.

Подтверждение словам новгородца я нашел в книге Евграфа Савельева «Древняя история казачества», увидевшей свет в 1915 году и переизданной в Ростове-на-Дону в 1990 году и в Москве в 2008 году. Кроме того, Евграф Петрович в своем труде привел доказательства того, что истоки донского казачества связаны с новгородским народом. У донских казаков и новгородцев даже говор схожий. Например, в русском литературном языке имеется слово «что», у украинцев — «шо», у новгородцев и донских казаков — «ишо». После расселения новгородцев на Север они проложили себе торговый путь с Севера в Азовское море, заселив верховья Дона, берега рек Хопер и Медведица, а затем освоили Волгу и Каспий. Новгородцы были удивительно предприимчивыми, подчинив себе весь Север от нынешней Финляндии до Приполярного Урала. В Новгород стекались результаты деятельности северных племен: звериные шкуры, мед, серебряные руды…

Как написал в своем трехтомном труде «Русская история с древнейших времен», изданном в 1910 — 1913 годах, первый том которого был запрещен в царской России, российский историк, революционер, марксист, а впоследствии советский академик М. Покровский, экономика Новгорода требовала от новгородцев выхода за пределы своего государственного образования. Поэтому новгородцы были отчаянными мореплавателями. Их суда, груженные северными товарами, достигали берегов Англии, огибали Европу, были частыми гостями на Апеннинском полуострове. Новгородские купцы входили в Ганзейский торговый союз. М. Покровский подчеркивал, а современный российский писатель и историк А. Буровский подробно описал в своей книге «Отец городов русских», почему новгородским купцам была нужна для их деятельности демократическая республика под управлением народного «парламента» Вече и для защиты республики от внешних врагов избранного Вече «министра обороны», а также судьи — князя. Новгородский князь был ненаследственной фигурой, поэтому он и стремился поскорее вырваться из Великого Новгорода и занять наследственный княжеский престол в Киеве, чтобы обеспечить себе и своим потомкам полновластие.

Впервые на теперешней территории России в 862 году пригласили новгородские племена для решения межплеменных споров в качестве «президента» князя. Им был Рюрик. Эту дату и принято считать возникновением российской государственности.

В 1862 году по указу императора Александра II в Великом Новгороде был установлен памятник в честь тысячелетия России. Перед этим грандиозным событием в российском обществе разгорелись споры: где должен был быть он сооружен? В Киеве, где обосновались потомственные князья? В Киеве, называемом матерью городов русских? Возобладало мнение, что если у русских городов есть мать, то должен быть и отец! И им, конечно, должен быть Великий Новгород!

Нынешней осенью отмечается 1150-летие возникновения российской государственности. Когда находишься в Великом Новгороде, стоишь перед этим грандиозным монументом, чувствуешь себя частицей истории, ведь это наши предки изображены на нем. А за ним вырисовываются грандиозные контуры Святой Софии. В Греции София была символом мудрости. Величайший Софийский собор был сооружен в Византийской империи в Константинополе. После крещения Руси деревянные храмы, посвященные Софии, были построены в Новгороде и в Киеве. Были пожары, они сгорели. Но в XI веке были построены каменные соборы. Они-то сохранились до наших дней. Новгородская София, пережившая гитлеровскую оккупацию, возрожденная, радует глаз своей монументальностью. Входишь в нее и ощущаешь всем телом соприкосновение с предками.

Своего новгородского коллегу по историческим и другим делам, а также нового родственника Владимира Николаевича Абакумова я спросил, знает ли он происхождение его фамилии? Он спросил в свою очередь: «А ты знаешь все о своей»? И мы углубились в Интернет. Его ответ был интереснейшим. Абакумов — русская, новгородская фамилия, ее корни восходят к поклонению святому Аввакуму. Аверков — тоже русская, новгородская фамилия, связанная с поклонением святому Аверкию. Эти святые были почитаемы вначале в Великом Новгороде, а потом по всей России. В Великом Новгороде согласно древним спискам жили и Ивановы, Петровы, Кузнецовы… Отсюда может следовать интереснейший вывод: все мы — москвичи, петербуржцы, жители Волги и Дона, Кавказа, Урала, Сибири и Камчатки — родственники, потому что нас объединяет Великий Новгород — отец русских городов!

Станислав Аверков,
влюбленный в историю ростовчанин.