Ростовский областной музей изобразительных искусств и компания «Артгит» представляют художественный проект «Рапсодия страсти». Это — пять графических серий Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.

По словам арт-директора «Артгита» Александра Щелякова, есть несколько причин, в силу которых авторы проекта сочли возможным объединить в «Рапсодии страсти» работы Пикассо и Дали. Это — современники, оба — величайшие художники XX века, оба — испанцы. И у Пикассо, и у Дали было безумное желание жить, убежать от смерти и творить, творить, творить до самых последних дней. Они то дружили, то разбегались, но уважали и ценили друг друга. Оба были страстно влюблены в литературу. Последнее для данной выставки особенно актуально: ведь три из пяти представленных на ней серий — это иллюстрации. Точнее даже не столько иллюстрации, сколько импровизации на темы сочинений Казановы и маркиза де Сада (Дали) и пьесы «Великолепный рогоносец» Фернана Кроммелинка (Пикассо).

Сегодня Ростов, пожалуй, уже не удивить выставками Пикассо и Дали. Теперь они бывают у нас едва ли не ежегодно, а порой и дважды в год. Вот и с включенной в «Рапсодию страсти» серией «Пикассо и человеческая комедия» донские зрители уже имели возможность познакомиться. Однако большинство работ проекта «Рапсодия страсти» в Ростове демонстрируется впервые.

Особый интерес для знатоков представит, наверно, «Калифорнийский альбом» Пикассо. Эти зарисовки называют графическим дневником художника. Он делал их под впечатлением от ухода от него жены. Альбом издали уже после смерти Пикассо (желал бы он этого или нет — неизвестно) тиражом в 500 экземпляров. На выставке — расшитые листы этой раритетной книги из частной коллекции. Вообще вся «Рапсодия страсти» — это графика Пикассо и Дали из частных собраний Франции и США.

Чрезвычайно интересны в «залах Пикассо» портреты Жаклин (последней жены художника) в восточной одежде. Зритель словно переносится в мастерскую Пикассо и становится свидетелем его творческих исканий: один вариант, другой, третий… Хорошо, но без нерва. И вот, наконец, последний, и тут уже — эмоциональный взрыв. Тут уже настоящий, с полувзгляда узнаваемый Пикассо!

На афише выставки — рекомендуемый возрастной ценз 18+. По мнению Александра Щелякова, вообще-то считающего подобные ограничения на территории искусства ханжеством, в данном случае нововведение — к лучшему. Ведь есть и определенная категория взрослых, для которых это число станет сигналом: здесь они могут увидеть нечто, способное их смутить. Пусть приходят те, кто готов к этой встрече. Выставка будет открыта по 16 декабря.