Поэт Виктор Петров и композитор Валерия Салтанова издали нотный сборник донских песен и романсов «Одолень-трава», презентация которого проходила в станице Вешенской на фестивале «Шолоховская весна». Авторы также исполняли свои произведения в Ростове, Краснодаре, Таганроге, Азове, Веселом, Мечетинской, Пухляковском…

 

И вот Виктор Петров и Валерия Салтанова вышли на осуществление арт-проекта «И любовь, и печаль, и судьба» на сцене Большого зала Ростовской государственной филармонии. За основу авторы проекта взяли свой сборник «Одолень-трава».

Когда композитор за роялем — это всегда очень интересно. Всё имеет значение — как он общается с залом, как сидит за роялем, как над инструментом проносятся руки. Но когда композитор не только играет то, что им написано, а ещё и поёт — соприкасаешься с моментом рождения произведения. Нежно, проникновенно, именно так, как и задумывалось, поёт Валерия Салтанова свою песню «Аксиньины цветы». Поёт, словно любящая душа:

Раскрылись ландыши степные —
Аксиньины цветы.
Пускай цветут года иные,
А видишься мне ты.

Словно белое облачко на сине-синем степном небе, возникает в воображении аналогия с шолоховскими Аксиньей и Григорием. Неугасимая, и в годину испытаний не проходящая любовь, созданная для своих героев великим земляком, вдруг обретает жизнь, входя в нас:

Аксиньины цветы —
Зачем вы и откуда?
Цветёте, точно ты,
Любовь моя и чудо.

Не знаю, как правильно назвать жанр арт-представления, которое смотрела и слушала в филармонии: концерт ли это, творческий ли вечер… Но знаю: равнодушным оно никого не оставило. Его проживали вместе все мы, его участники, — исполнители, зрители, авторы, руководители оркестра и филармонии. Самой же мне придумалось такое название: арт-откровение. Настолько искренним было всё происходящее на сцене!

Этому моему настрою в немалой степени способствовали слова, которыми открылось представление: «Поэт разговаривает с миром, исповедуясь». Ведущий Николай Мальцев, заслуженный артист России, обратился с ними к зрителю, и сразу создалась атмосфера беседы. Тёплой, дружеской, плавно текущей, от которой собеседники получают удовольствие. Проникновенное чтение артистом в течение всего представления дневниковых авторских записей Виктора Петрова, которые были представлены зрителю как заветная тетрадь Поэта, усиливало такое впечатление.

Такой мой настрой поддерживало и то, как читал стихи сам поэт — без излишнего надрыва, с тем пониманием, которое свойственно именно ему. Запомнилась строчка: «Я чистый звук искал — обманывался грубо».

Похожее было со многими. Но каждый ли определит так точно свои раздумья? Именно эта строчка объяснила мне название представления: «И любовь, и печаль, и судьба… Лирическая исповедь, песни и романсы».

Удивительное в том, что исповедь была, а вот горечи не было. Наоборот, со сцены к зрителю летела и звучала радость. Всего этого могло бы и не быть, если бы руководителем оркестра не был «горящий в пламени искусства» человек — заслуженный деятель искусств России, профессор Крикор Хурдаян, который ищет новые формы общения со зрителем.

Ответное желание — поделиться с авторами радостью — возникло и у меня как зрителя. А ещё возникла идея: хорошо бы организовать на базе этого представления музыкальный краеведческо-познавательный проект. И, возможно, так его и назвать: «Аксиньины цветы».

Пока же советую всем, кто любит музыку, кто любит наш донской край, кто хочет обратиться к песням, в которых он воспевается, спрашивать в библиотеках песенный сборник Виктора Петрова и Валерии Салтановой «Одолень-трава. Донские песни и романсы для голоса и фортепиано».

Любовь Степаненко