Фильм «Цыган» по одноименному роману Анатолия Калинина, поставленный советским режиссером Александром Бланком, любят миллионы людей. Увлекательный сюжет, чудесная игра актеров, живописные донские пейзажи. В Усть-Донецком районе в те годы, когда снимался фильм, почти все стали артистами. И сейчас вам здесь расскажут комедийные истории, связанные со съемками, по местам, где ступала нога главных героев, поводят.

Вот и в нынешний Калининский фестиваль много интересного удалось услышать из уст пухляковских старожилов. «А знаете, на чьей кибитке разъезжал Будулай?» — спросили у меня хуторяне. И, видя мое замешательство, поспешили с ответом: «На нашей, пухляковской! Ее Черновол сплел». Так я впервые услышала о Петре Ивановиче.

А вот встретиться с мастером удалось не без труда. Оказывается, он почти круглый год живет на другом берегу Дона, где охраняет базу отдыха и занимается своим подсобным хозяйством. Вот и пришлось нам беседовать, сидя на лодке и глядя на речные волны и донские дали.

— Меня научила плести судьба, — сказал Черновол. — Нас в семье было четверо: два брата и две сестры. Отец погиб на фронте, и мать растила нас одна. Сами понимаете, каково это. Я рано пошел работать, чтобы хоть как-то помочь матери. Пас свиней в колхозе. Получал копейки.

Однажды подросток залез на чердак своей хаты и натолкнулся на соломенную шляпу, когда-то сплетенную дедом. В голову мальчика пришла неожиданная идея заняться дедовским ремеслом. Расплел ту самую шляпу, чтобы понять, как она была изготовлена. А потом попробовал сплести сам. Получилось. Правда, пришлось помучиться. Зато продал ее на рынке за пять рублей…

Пошли заказы. После шляп решил оплетать бутыли. Это тоже приносило прибыль в семью. Теперь подобные занятия называются предпринимательством, а тогда приходилось заниматься ими от нужды.

Потом Петр закончил школу. Поступил в мореходное училище. Работал кочегаром и механиком. Служил в десантных войсках и учился в Пухляковском техникуме, чтобы посвятить дальнейшую судьбу виноградарству и садоводству. А плетение из соломы, впоследствии и лозоплетение, превратилось в то, что сегодня принято называть словом «хобби».

— Как выдастся свободная минутка, так я за свою соломку, — улыбается Петр Иванович. — Сколько фуражек, шляп сплел — счет потерял. Наверное, всех хуторян и знакомых одарил. Они ведь, мои шляпы, экологически чистые и полезные. В жару их носить — одно удовольствие.

— Петр Иванович, — обращаюсь я к своему собеседнику, — а правда, что в фильме «Цыган» кибитку для Будулая пришлось вам плести?

— Что правда, то правда, — отвечает Черновол. И с гордостью рассказывает историю о том, как во время съемок фильма пригласил его к себе директор Пухляковского техникума и попросил помочь режиссерской команде. Нужна, дескать, кибитка из лозы, а ты один только и сможешь такую быстро изготовить. Потратил мастер несколько дней на работу. Кибитка получилась красивая и прочная. Так что ездил потом на ней герой Михая Волонтира по окрестным дорогам, а сам актер, возможно, и не догадывался, что сплел ту кибитку из лозы пухляковский бригадир садоводов Петр Черновол.