С принятием Областного закона «О порядке проведения на территории Ростовской области поисковой работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества» работа поисковиков приобрела системный характер, считают в облвоенкомате.

Чем ценен документ? В нем прописано, каким образом должна проводиться организация поисковой работы, какие необходимо предпринять меры, чтобы ее спланировать и осуществлять. Впервые в законе зафиксировано, что для координации поисковой работы правительство области определяет орган исполнительной власти, который на основе заявок всех поисковых объединений составляет годовой план, а также требует от поисковиков отчетности о выполненной работе. В законе также указано, что перед проведением поисковой экспедиции поисковые отряды должны представить маршрутный лист и согласовать сроки и место проведения работ с органами местного самоуправления. 

— Известно, что любая группа товарищей, громко называя себя поисковым отрядом, выезжала куда хотела и что хотела, то и копала, — говорит Сергей Шевченко, начальник отделения по работе с гражданами военного комиссариата Ростовской области. — Теперь так не получится. Каждый поисковый отряд обязан согласовать место и время проведения своей работы с главой района.

В документе указано, что поисковые работы должны осуществляться при условии соблюдения норм безопасности. 

— В областном законе конкретно обозначены задачи, — говорит Сергей Валерьевич. — Скажем, какими знаниями должен обладать участник полевой экспедиции, что он должен делать, если при раскопках натолкнулся на те или иные предметы.

К примеру, при обнаружении взрывоопасных предметов, оружия руководитель отряда немедленно приостанавливает работу (до изъятия найденных взрывоопасных предметов). Сообщает об этом в органы внутренних дел и в военный комиссариат. Найденное оружие, боеприпасы передаются в органы внутренних дел, а вооружение, военная техника — в военный комиссариат. Ведь бывало, что найденные предметы иные поисковики попросту присваивали себе. Теперь, согласно закону, при обнаружении наград, документов, другого имущества погибших, пропавших без вести поисковики обязаны передать по акту в военный комиссариат.

— Закон также обязывает поисковые объединения оформлять акт о проведении поисковой работы и захоронении останков. Раньше это относилось к разряду самодеятельности: кто-то составлял акт, кто-то — нет. Сейчас акты составляются не только по обнаруженным предметам, но и по тому, сколько останков погибших найдено, — уточняет Сергей Шевченко.

К тому же комитетом по молодежной политике области в областной административный кодекс внесены дополнения о мере ответственности поисковиков за нарушения вышеупомянутого закона — штраф от 1 до 2 тысяч рублей для физического лица, а для поискового объединения — от 10 до 20 тысяч. 

По словам Сергея Шевченко, на сегодняшний день работа поисковых объединений (а речь идет именно о них, а не каких-то подпольных отрядах) военный комиссариат удовлетворяет. Сейчас у военкомата установлены контакты с несколькими поисковыми объединениями. В частности, отряд «Память — поиск» в этом году провел большую работу по поиску и захоронению останков 73 военнослужащих в селе Ряженом Матвеево-Курганского района, а «Миус — фронт» — более ста погибших в Куйбышевском районе. Оба объединения отчитались, предоставили акты о количестве найденных погибших, о том, сколько имен удалось установить. Провели захоронения. Работа поисковых объединений не допускает разрыва в цепи поиска погибших и увековечения их памяти. Теперь у военкомата есть возможность внести число погибших в паспорт воинского захоронения, а данные об установленных именах передать в центральный архив Министерства обороны, где они все еще значатся без вести пропавшими. Через архив родственники смогут узнать о гибели и месте захоронения близких им людей.