Сергей Захаров? Он с ним пел. И Леонид Сметанников с ним пел, и Василий Пьянов, и Ренат Ибрагимов.

С ним играли артисты, которых называют Паганини домры и балалайки, королями баяна и аккордеона.

И нет такого фестиваля в России или за рубежом, где бы он выступил и не поразил зрителей своим музыкальным фейерверком.

Все это — об оркестре русских народных инструментов «Дон» Ростовской областной филармонии. 19 января большим концертом «Дон» отмечает свою первую круглую дату: ему исполняется десять лет.


Из зрителей — в оркестранты

— Поднимите руку, кто никогда не играл на балалайке?

Не игравших — весь зрительный зал. Впрочем, на иное профессор, заслуженный деятель искусств России, создатель и руководитель этого оркестра Крикор Хурдаян и не рассчитывал. Самых смелых он приглашает на сцену и обещает невероятное: сейчас в их руках балалайка запоет. Музыканты «Дона» показывают им один из приемов звукоизвлечения, и балалаечная струна в руках новичков действительно поет, к восторгу их самих и всего зала.

Это было на программе «Здравствуй, оркестр», которую «Дон» приготовил для школьников и студентов.

Такой вот веселый, познавательный и вдохновляющий интер­актив с намеком на реальный случай из истории отечественного исполнительского искусства: когда-то Василий Андреев, основатель Первого оркестра русских народных инструментов, освоив балалайку сам, научил играть на ней своих друзей, и это было важным шагом к созданию его легендарного коллектива.

Крикор Хурдаян первоначально сформировал свой оркестр из студентов Ростовской консерватории.

— Отбор был строгий: Крикор Дзеронович сразу сказал нам, что этот оркестр должен будет стать филармоническим, — вспоминает ныне второй дирижер и солистка оркестра Алена Савченко.

Солист запаса

Приходившие на кастинг могли услышать вопросы, которых в такой ситуации никак не ожидали.

— Скажите, а вы любите стихи?

— А какие у вас таланты помимо игры на инструменте?

Задавались эти вопросы не только для того, чтобы лучше понять, кто чем дышит. В «Доне», как в театре: требуются разносторонние артисты. Выход за рамки амплуа — приветствуется.

…Алексея Шаныгина мне представили как перво-наперво домриста и аккордеониста. Но сейчас в «Доне» он играет уже на семи музыкальных инструментах. Это не ради рекорда: непрерывно расширяется репертуар, идут поиски все более и более интересных аранжировок известных мелодий.

— Не скрывайте своих талантов! — призывает Хурдаян.

Вот и Алексей Шаныгин не утаил, что еще и поет. Есть у «Дона» программы, в которых он исполняет песни на английском, французском и немецком языках.

— Эдак вы, инструменталисты, бедных профессиональных певцов оставите без работы, — пошутила я.

— О певцах не беспокойтесь: они в области вокала, безусловно, главные игроки. А мы, как в спорте, в резерве.

Помню, как на одной из программ «Дона» зал ахнул от удивления, когда музыкант, игравший кавказскую мелодию, пустился вдруг танцевать лезгинку. Это было так хорошо, выглядело таким естественным продолжением игры на музыкальном инструменте, что, казалось, произошло не по сценарию, а спонтанно, от избытка чувств.

Тест для чемпионов

Крикор Хурдаян задумал «Дон» не просто как концертный коллектив, а как оркестр с миссией. Прежде всего, конечно, культурно-просветительской. К примеру, в один из недавних своих сезонов этот оркестр совершал такие миссионерские поездки в Новочеркасск по договоренности с руководством Южно-Российского технического университета, для студентов которого подготовил целый цикл музыкальных программ.

А прошлой весной «Дон» устроил масштабную акцию в Шахтах. Первоначально там провели конкурс для музыкально одаренных детей, а его победителям в разных номинациях предоставили возможность поучаствовать в репетициях оркестра «Дон». Для юных музыкантов такое сотрудничество — уже большая награда, но это было далеко не все. Потом в Шахтах «Дон» дал большой концерт с участием этих ребят. В местном драмтеатре, где он проходил, в тот день был аншлаг. В жизни города Шахты этот концерт стал событием.

«Дон» готов проводить подобные и другие интересные акции и дальше, — была бы только воля чиновников поддержать эти начинания.

Разнообразие программ этого оркестра поражает: в них и классика, и джаз, и современные эстрадные мелодии, не говоря уже о музыке народной. Или, точнее, разных народов. Ведь в этот «Дон» музыкальные реки вливаются отовсюду.

В нынешнем филармоническом сезоне оркестр начал новую серию концертов. Это — программы музыкально-поэтические. Причем поэзия – современная. Подобные союзы музыки и стиха привычнее для классических музыкантов, но Хурдаян решил пойти на этот эксперимент и убежден, что он будет успешным. «Дон» готов показывать такие программы и на других площадках, в других городах — на подъем этот оркестр легок.

Кстати, о концертных поездках. Во время одной программы, проходившей в Мясниковском районе, в зале внезапно погас свет. Тьма воцарилась кромешная. Правда, зрители попытались рассеять ее, дружно включив подсветки мобильников, но даже в первый момент оркестранты не растерялись и доиграли свою мелодию (а это был романс Свиридова к пушкинской «Метели») до конца.

Когда что-то подобное случается на спортивных соревнованиях — например, замолкает музыка во время выступления фигуристов, такой экстрим называют порой тестом для чемпионов. Шквал аплодисментов, обрушившийся на оркестрантов «Дона» после исполнения этого номера, был свидетельством того, что, если бы судить, как в спорте, зрители поставили бы им высший балл.