Интересно получается: когда по восточному календарю наступает время Кота, Лошади или Собаки, мы с удовольствием украшаем свой дом их изображениями и радуемся возможности приобщиться к древним традициям других народов. Но вот приближается год Крысы, или Змеи, и многие из нас разворачиваются на 180 градусов и начинают говорить о глупой привычке перенимать чужие обычаи: мало ли что китайцы напридумывали? У них змея в почете, а нашим предкам уважать ползучих гадов было-де несвойственно.

Я – тоже за то, чтобы главным героем наших новогодних праздников был Дедушка Мороз. А вот с тем, что наши пращуры  змей высоко не ставили, можно и поспорить.

Да, скифы мы, потомки —?..

Во время недавней переписи населения нашлись оригиналы, которые на вопрос о национальности ответили словами Александра Блока: «Да, скифы мы». Правда, таких ответов было немного, их сразу отнесли к курьезам, однако, по крайней мере, в нашем донском краю встретить человека, убежденного в том, что он – потомок легендарных скифов, не такая уж и редкость. Но от кого произошли сами скифы?

Версий — несколько. По одной из них, рассказанной Геродотом, праотцом скифов стал богоподобный герой Древней Греции Геракл. Мамой же этого племени была особа  тоже весьма неординарная — змееногая богиня.

Геракл из-за интриги, закрутившейся на Олимпе еще до его рождения, был обречен на совершение 12 опасных подвигов. Выполняя свой десятый подвиг, а он заключался в том, чтобы экспроприировать у великана Гериона — чудища о трех туловищах — стадо коров, Геракл на своей колеснице заехал якобы в неведомую землю.

Некоторые наши местные патриоты убеждены, что было это в  донских степях, но правдоподобнее все же вариант Черномор. побер., Крымом. Устроился Геракл в этом безлюдном месте на ночлег, поутру проснулся, — нет коней! Как будто провалились сквозь землю.

Впрочем, довольно скоро выяснилось, что коней похитила ради выкупа змееногая богиня, а заплатить потребовала любовью. Геракл, давно привыкший к трудностям и превратностям судьбы,  согласился.

Змееногая богиня, однако, день возвращения коней все оттягивала и оттягивала и вернулась к этому разговору лишь после того, как родились у нее от Геракла трое сыновей.

Геракл, получив  коней целыми и невредимыми, продолжил свой героический путь, а змееногая богиня занялась воспитанием сыновей. Младший из них, нареченный Скифом,  возмужав, выиграл у братьев в честном соревновании  право владеть этой землей и стал родоначальником всего скифского племени. По крайней мере, скифской элиты.  Скифы  уж точно населяли и наши, донские, степи и, верно, к рептилиям  относились как-то по-особому.

Из страха или по любви?

В ситуации с Гераклом и змееногой богиней поражает одно обстоятельство: за то время, пока Геракл ожидал возвращения коней, он смог бы десять раз дойти до назначенной цели. Почему же медлил? Что, кроме уговора о выкупе, могло удерживать величайшего героя древности возле женщины-змеи?

Уже в наши дни мировые СМИ облетело сообщение о женитьбе некоего тайца Сатиена Канкуддунга на …питонше! Дело якобы было так. Молодой и неженатый Сатиен отправился зачем-то на болото. А по дороге обратно заметил, что следом за ним скользит змея. Проводила его до самой хижины и всем своим видом показывала, что не собирается убираться восвояси.

Парень сам отнес ее на болото,  но змея вернулась. Он задумался о том, чтобы это значило?

За разъяснением странного поведения рептилии Сатиен отправился к местному гадателю, и тот потряс парня откровением: эта змея пришла к Сатиену из прошлой его жизни. Они оба жили на земле 600 лет назад, оба – в человеческом образе, она была его возлюбленной. Теперь же Сатиена боги снова вернули на землю, а его возлюбленную — нет. Но она так хотела быть, как и 600 лет назад, с ним рядом, что упросила высшие силы дать ей хотя бы единственную, не занятую на тот момент вакансию — змеи. Правда, выходило, что эта женщина-змея была не так уж бескорыстна:

—  Женись на ней, иначе несчастья падут не только на твою голову, но и на всю твою родню — будто бы предрек гадатель. И поди проверь: в самом ли деле так или деревенский гадатель напутал чего?

Женился таец на змее. Счастлив ли  — не сообщается. Но в отличие от других жен, у этой есть свои преимущества: болтовней мужу не досаждает, ответов на вопросы, почему задержался на работе и когда перестанет  разбрасывать свои вещи по всей хижине, не требует.

Великие змеи славян

Это лирическое отступление далековато отнесло нас от родимой сторонки. Наверное, нашим славянским  бабкам-угадкам и в голову  не пришло бы сказать парню, за которым неотступно следует змея, что его долг на ней жениться. Хотя как знать? Возможно, сказка о царевне-лягушке как ра из подобного случая и родилась… Но это все — только предположения, а вот то, что есть змеи, с которыми надо дружить, чье появление в доме или на подворье – добрый знак, это наши пращуры знали и без консультаций с гадалками.

У писателя Павла Бажова есть сказ «Великий Полоз». Один из его персонажей – змей, владеющий уральскими золотыми залежами. Частенько он принимает человеческий образ, вращается среди людей, решая, кого из них можно одарить своими подземными богатствами. Правда, наблюдения Великого Полоза таковы, что пока кто беден — человек как человек, а стоит  разбогатеть, и всего ему становится мало,  жадность  не знает удержу.  Однако ж некоторым Великий Полоз благоволил.

Сказка ложь, да в ней намек: полозов на Урале старались не обижать. А ну как это — тот самый?

Другой, издревле почитаемой у славян змеей, был Царь-уж. Рассказывают, будто в русских деревнях существовал даже свой вариант ветхозаветной истории о Ное и всемирном потопе.

Когда ковчег Ноя плыл по безбрежной водной глади, мышь взяла да прогрызла дырочку в его днище. Страшно подумать, чем все могло бы закончиться, но это коварное отверстие заткнул своей головой уж.

Ужей славяне привечали, молочком угощали. Верили: если появился в доме уж – быть там достатку. Мечты о серебре и злате сбывались вряд ли, но польза от ужа была: вредных насекомых и грызунов становилось меньше, да и ядовитых змей уж на свою территорию не пускал. Еще и по сей день в русских деревнях и казачьих хуторах можно услышать: нельзя обижать ужей, дождевых червей и лягушек. Иначе иссушит землю засуха.

А каковы отношения Великого Полоза и Царя-ужа со сказочно-былинным Змеем-Горынычем? Родственники они меж собой, друзья или, наоборот, соперники и неприятели? А вот это – и для академиков вопрос на засыпку. Особенно в том, что качается родственных связей. Есть даже такая оригинальная версия, что прообраз Змея Горыныча – это не кто иной, как… мамонт!

Счет по-древнерусски

И, наконец, самое удивительное  и неожиданное для тех, кто убежден, что посвящать год змее — глубоко чуждая русскому и всему славянскому духу традиция.

В последней четверти века в России активизировались попытки реконструировать культуру древних славян, включая сферы, связанные с тайными знаниями, и в том числе — древнеславянский гороскоп.

К единому мнению эти реконструкторы пока не пришли, нет даже согласия в том, с какой минуты  вести отсчет нового славянского года: зимнее ли равноденствие брать за отправную точку? Или лучше весеннее?

Наибольшую популярность на сегодняшний день приобрел славянский тотемный гороскоп. Его цикл  состоит из  16 лет, каждый год проходит под знаком одного из  представителей  нашей фауны.  2012-й — это по славянскому тотемному гороскопу год Жемчужной щуки. Весной 2013-го наступит время Бородатой жабы.

Есть в этом гороскопе и год, посвященный змее. Точнее — Шипящему ужу. Ближайший — 2016-й.