В Азовском музее-заповеднике создали новую экспозицию, охватывающую события почти пяти веков его увлекательной и драматической истории. Это на сегодняшний день самый впечатляющий в Ростовской области мультимедийный проект, осуществленный благодаря финансовой поддержке министерства культуры РО.
Фото/Видео: Марина Каминская
Немножко Италии
В «итальянском зале» на всю стену роспись с изображением типичной
Как смелые люди добирались из Италии до Таны, демонстрирует ролик в мультимедийном окошке «крепостной стены»: через пять морей. Путь был долог, труден и опасен, но работа в городе, расположенном на пересечении древних торговых путей, в рыбном краю, сулила купцам хорошую прибыль.
Разве не чудо: кусочек Европы вдалеке от всех европейских границ, удивятся посетители, узнав, что в Тане селились также немцы и болгары, фламандцы и венгры. Вероятно, многие из наших земляков были бы сегодня не прочь хоть на денек перенестись в ту донскую Италию.
Только это еще надо выбрать подходящий момент, чтобы не угодить
Рассматривая в витринах артефакты, добытые
Однажды, это было в середине XIV века, ханский наместник ударил венецианца. Тот не стал никуда жаловаться, нанес ответный удар, да такой, что и дух из наместника вон. Вспыхнула массовая драка, на подмогу своим бросились венецианские моряки. Ордынцы тоже не остались в долгу. Дело кончилось погромами в Тане и бегством венецианцев на кораблях. А, впрочем, и на этом не завершилось: Джанибек предпринял против Венеции экономические санкции. Пришлось задабривать его подарками.
Но и это еще не самые черные для Таны дни. Роковым для нее стало лето 1475 года, когда Азак захватили турецкие войска, и он превратился в северный пограничный пункт могущественной Османской империи.
Правда, вскоре появилась в наших краях сила,
Страшный сон Сулеймана
Мысли о донских казаках омрачали и султана Сулеймана, так хорошо известного нам благодаря телесериалу «Великолепный век». В середине XVI века он писал ногайскому князю
Мечта султана Сулеймана не сбылась: ни в его царствование, ни в правление его потомков не нашлось в Османской империи такого военного гения, которому удалось бы усмирить, отбросить далеко от азовских стен казаков.
Второй зал этой экспозиции посвящен турецкому периоду Азова, в его центре большая многоэкранная панель. На ней то словно оживают страницы старинных летописей, то появляются отлично снятые, как из художественного фильма, сцены боя казаков за Азовскую крепость. Едва ли многие посетители усомнятся, что это и есть кадры
Автор оформления выставки, включая мультимедийные окна и фильм, наш, азовский художник и дизайнер Юрий Бессмертный, говорит Виктория Бурлака. Фильм смонтирован из фрагментов, которые в течение нескольких лет снимали
А в электронном читальном уголке можно познакомиться с древнерусской летописью об Азовском осадном сидении. Интересно узнать еще и взгляд противоположной стороны на эти события? Посетителям предоставляется и такая возможность благодаря оцифрованным запискам молодого турецкого путешественника Челяби, оказавшегося волею судьбы в те дни в Азове. Кстати, библиографическая редкость.
Челяби то сравнивает казаков с пробивающим стену мусульманским богатырем Ферхадом, то с кротами, которые умело зарылись в землю и быстро ликвидируют все вражеские подкопы.
Азовское осадное сидение продолжалось пять лет. Оно было, по мнению Виктории Бурлака, и величайшим триумфом, и большой трагедией казачества, прыгнувшего выше головы, когда момент для такого прыжка еще не приспел. До полной победы в борьбе за Азов оставалось полвека, и ее праздновали уже в царствование Петра Великого.
Рассказ об азовской виктории Петра продолжится в следующем зале, который сегодня еще только оформляется. Обещают, что своей оригинальностью он не уступит нынешним. Его открытием Азовский