Испуганный и недоверчивый детеныш лани? Трогательный маугли Полесья? Такой в первые мгновения своего появления на сцене Ростовского молодежного театра предстает Олеся, героиня одноименного спектакля, созданного по мотивам произведений Александра Куприна.
Автор инсценировки и режиссер спектакля тезка главной героини Олеся Невмержицкая, которая, впрочем, не любит акцента на этом совпадении и уверяет, что оно не более чем случайность.
В Ростове Невмержицкая показывает уже свою третью «Олесю». Первая, одноактная, на сцене знаменитой «Табакерки», благосклонно принятая столичными критиками, была еще дипломной работой. Потом Невмержицкая согласилась сделать вариант для Тюменского драмтеатра, и вот теперь для Ростовского. Эти «Олеси» оказались более продолжительными историями.
На афишах и программках к «Олесе» - бусины красных ягод. Это не дизайнерская находка, а многозначная метафора, кроваво-красная нить бус скрепляет весь спектакль. Прологом ко всему действию Невмержицкая сделала эпизод из рассказа «Лесная глушь», и вот уже полесская крестьянка Гапа выразительно и страстно, на украинской мове, изображает в лицах историю в духе раннего Гоголя: некая дивчина наказала влюбленному в нее казаку привезти из похода красное монисто. Есть в том рассказе и соблазны, и встреча с нечистью, и церковь с образом, украшенным этим монисто, которая на поверку оказывается колдовской чарой и уходит под землю вместе с казаком, образовав лесное озеро. Алые ягодные бусы станут потом символом любви Олеси и начинающего литератора Ивана Тимофеевича (Александр Волженский), собирателя поэтических легенд, а в финале, после драматического похода Олеси в местную церковь, просыплются на сцену кровавым градом.
Роль Олеси досталась вчерашней выпускнице Ростовского колледжа культуры Арине Диденко. Конечно, такая роль для юной актрисы это несказанная радость, чувствуется, как дорога Арине ее героиня. Но когда Олеся полуребенок, это сразу меняет многие смысловые акценты повести. Думается, недаром все-таки Олесе у Куприна 25 лет, и она цельная, сильная, сложившаяся личность.
Эту повесть часто называют поэтической (или романтической) сказкой для взрослых. Спектакль Невмержицкой на сказку не похож. В одном из интервью периода работы над тюменской постановкой «Олеси» Невмержицкая говорила, что простые нравы и первобытные натуры, к которым так тянуло Ивана Тимофеевича, ее не умиляют и не забавляют. Полесские рассказы Куприна это для нее не поэзия, а жесткая документальная хроника. В отрочестве она сама провела два года в глуши, в деревне у бабушки под Тюменью, и насмотрелась такого, что иначе, как тупняком, и не назовешь. Причем тупняком безжалостным и страшным, а вовсе не водевильным.
Оттого, наверное, центральное место в спектакле «Олеся» (по крайней мере, в ростовской его редакции) заняла тема толпы. Толпа у Невмержицкой и колоритна в своем роде, и грозна: такие поселяне и врага-иноземца на вилы поднимут, и собственного барина придет срок. Они и друг друга, случись какое подозрение, не пожалеют, а таких, как Олеся, которые живут по своим законам и совсем на них не похожи, - так и подавно.
В художественном плане все это здорово придумано и талантливо сыграно. Но спектакль позиционируется как легенда о любви! Тема толпы и беспросветности провинциальной жизни тему любви теснит, причем изрядно. Это уж скорее не «Олеся», а «Легенды Полесья»
Первоначально предполагалось, что в Ростовском молодежном будут два варианта «Олеси»: для зрителей возраста 18+ и тех, кто младше, чтобы познакомиться с этой инсценировкой русской классики могли бы и старшеклассники. Однако все рискованные сцены режиссер решила настолько тактично, что необходимость в еще одном варианте отпала.
Другое дело, если б вернуть постановку к первозданному, московскому хронометражу, прибавив темпа за счет отказа от боковых сюжетных линий, тем более если зрителями станут школьники.