На новой ростовской площадке «18+» пытаются создать театр, обладающий собственным лицом и голосом.

«Хочется сделать такой современный театр, чтобы в нем ощущалась именно ростовская кровь», — сказал в одном из интервью художественный руководитель театра «18+», московский режиссер, лауреат театральной премии «Золотая маска» Юрий Муравицкий. Главный режиссер этого театра Ольга Калашникова (она же — актриса Молодежного театра и организатор нескольких городских театральных проектов) считает, что необходимость появления в Ростове независимой сцены, которая бы отвечала реальным запросам современного общества, назрела давно.

Негосударственная театральная площадка «18+» открылась в январе этого года в ростовском арт-центре «MAKARONKA» (18-я линия, 8, в здании бывшей макаронной фабрики). Театр — часть пространства арт-центра, учредителем которого является галерея современного искусства «16-я линия». Создатель и владелец галереи — ростовский предприниматель Евгений Самойлов.

Сейчас новая ростовская площадка существует главным образом на средства учредителя. Но в планах — поиск альтернативных источников через участие в грантах.

В театре нет постоянной труппы: актеров набирают по типу ангажемента, под конкретный проект. Необязательно из числа профессионалов.

И тем не менее здесь уже говорят о коллективе единомышленников, в котором даже есть три заслуженных артиста России: Александр Семикопенко из Ростовского молодежного и Артем Шкрабак и Олег Ширшин из Ростовского театра драмы.

Название «18+» не только указывает на главного адресата постановок, но и на то, что в своих творческих исканиях театр готов использовать и провокационные художественные приемы.

Работая над одним из первых проектов – трэш-мюзиклом «Папа», театр попытался понять, каковы же реальный характер донской столицы и самоощущение ее жителей? Этот спектакль создавали с помощью главного инструмента современного документального театра — техники вербатим, т.е. записи реальных разговоров самых обычных людей. В Ростове это был первый опыт вербатима для театра. Записи делались в парикмахерских, на рынках, в клубах и кафе, и даже в полицейском участке. Горожанам предлагали самые разнокалиберные вопросы: о том, каким они видят город, и о том, как стоит понимать любовь, о казаках и о ростовской женской красоте, о личном опыте продажи вещей и о Чикатило, о метро и о сатанистах. Московский драматург Любовь Мульменко сложила противоречивые пазлы высказываний в единый текст. Его актеры и читают со сцены, постоянно перевоплощаясь и демонстрируя узнаваемые типажи. В спектакле много музыки и поэзии ростовских авторов.

Помимо таких хождений в народ, «18+» обращается к творчеству ростовских драматургов. Так появились спектакли «Как живые» и «Про любовь» по пьесам Марии Зелинской, «В моей сексуальности виновата кошка» по тексту Анны Донатовой. И вот теперь еще премьера комедии-фэнтези «Жаба» по одноименной пьесе Сергея Медведева.

Другая сторона деятельности театра связана с приглашением в Ростов творческих коллективов одной с ним группы крови. «18+» познакомил зрителей с постановками самой известной из оте­чественных независимых площадок — московского «Театра.doc». В марте прошли гастроли Театрального центра им. В. Мейерхольда. Апрель посвящен постановкам театральной лаборатории «АСБ» из Санкт-Петербурга. Все гастрольные работы расширяют представление о возможностях театральных форм. Яркий пример – экспериментальный спектакль «Девочка и спички» («АСБ»): действие происходит в полной темноте, лишь изредка перебиваемой вспышками спичек.

Сейчас проект «18+» одним может показаться вызовом, другим – модным веянием, наконец-то долетевшим до провинции. Споры вокруг «18+» будут, вероятно, вестись долго. Но важен сам факт: в Ростове появился авангардный театр, и свою нишу в культурном пространстве донской столицы он стремится занять всерьез и надолго.