Еще год назад увидеть в каком-нибудь из российских театров оперу Гуно «Фауст», созданную по одноименному поэтическому шедевру Гете, было делом невозможным. Прежние постановки обветшали, за новые не брались. Быть может, из робости или от недостатка сил, необходимых для покорения такой вершины.
Фото/Видео: В. Филиппов
Первым вернул «Фауста» на российскую сцену Новосибирский оперный театр. Потом «Фауст» появился вновь на афише Мариинки. И вот теперь премьера этой оперы в Ростовском музыкальном, его первый опыт «Фауста».
Все эти постановки сближает меж собой не только дата рождения, но и центральная режиссерская идея. «Фауст», если очень коротко, это история искушения средневекового ученого Фауста Мефистофелем, духом отрицания и вечным соперником Создателя в борьбе за людские души. Авторы всех трех спектаклей существование этого духа отрицания отрицают.
«Сегодня мы должны, наверное, признать: человек придумал Мефистофеля, чтобы, по своему обыкновению, «скинуть» все самое темное, отталкивающее, чудовищное, что гнездится на дне человеческой души,
В Питере «Фауста» поставила не столь опытная в режиссуре британка, в Новосибирске молодой питерский режиссер. «Дьявол внутри нас. Просто так, сам по себе, он не существует», таково их прочтение этой оперы. Новосибирский Мефистофель, как явствует из откликов на спектакль, это скорее тень Фауста, его двойник. На питерской сцене Мефистофель, вызванный Фаустом в минуту отчаяния, появляется
Новосибирскую и ростовскую постановки сближают также принципы подбора исполнителей центральных партий: один из новосибирских Фаустов Владимир Чеберяк приглашен петь в Ростове, в очередь с солистами ростовской труппы. А партию Мефистофеля и тут, и там исполняли на премьере питомцы Мариинки. В Ростове это был Вадим Кравец, молодой, эффектный, точно оттолкнувшийся при работе над этой ролью от характеристики Мефистофеля, которую дает тому у Гете сам Создатель:
«Из духов отрицанья
ты всех мене
Бывал мне в тягость,
плут и весельчак».
Зрителям Ростовского музыкального привычнее живописное, красочное убранство сцены.
Впрочем, многих такое обозначение надмирности поднятых в этом произведении проблем вполне устраивает, им интереснее, почему
«Фауст» хоть и назван именем мужчины, но говорит о Женщине. (
) И главная битва в «Фаусте» битва за эту Женщину. Только ее чистота залог спасения Мира, но самое невероятное, что, даже предав ее, заставив ее пасть, сделав последней из грешниц, приведя ее на путь преступления, мужчины
На роль этой женщины Маргариты утверждены четыре певицы. Среди них Наталья Дмитриевская, при звуках голоса которой напрашивается сравнение с хрустальным перезвоном.
Если Фауста на сцене искушал Мефистофель, то некоторые зрители этой постановки, как стало ясно по их репликам в антракте и после спектакля, подпали под чары искусительных речей мэтра отечественной режиссуры Юрия Любимова, изрядно сократившего в Большом театре оперу «Князь Игорь». «Фауст» для восприятия современного человека, особенно молодого, тяжеловат. Около трех часов сценического действия это много», говорили они.
Не знаю, как показалось вам, а на мой взгляд, динамизм постановки любимовского «Игоря», которую показывали по телеканалу «Культура» как раз в один из премьерных дней ростовского «Фауста», не стоит принесенной ради него музыкальной жертвы. Было бы жаль, если бы подобной операции подверглась и такая красивая музыка «Фауста».
Но, возможно, уже в недалеком будущем сокращение оперных шедевров XIX века станет в театрах обычной практикой. Так что спешите посмотреть и услышать этого «Фауста» с небесспорными, но интересными актерскими работами и художественными решениями, серьезным и уважительным отношением к книге Гете и музыке Гуно.