В Ростовском академическом молодежном театре строят и обживают свою Кьоджу — старинное итальянское поселение, прославленное Карло Гольдони. Руководит процессом человек из Питера — Александр Баргман.
Баргмана называют актером Божьей милостью, он режиссер вызывающих бурные дискуссии театральных постановок, а еще это его голосом говорит на российском экране самый популярный ныне пират Джек Воробей.
Александр Львович, в одном из интервью вы говорили, что беретесь за постановку пьесы, если она вас сильно задевает, являет собой пронзительную историю или открывает возможности для ювелирной актерской работы. «Кьоджинские перепалки» Гольдони что за случай?
Это продолжение моего сложного и радостного диалога с Карло Гольдони. Вначале я играл в «Хозяйке гостиницы» Гольдони в Александринке, потом в Омском академическом театре драмы поставил гольдониевского «Лжеца». «Кьоджинские перепалки» это совсем другой Гольдони: площадной, озорной, разбитной, безудержный. Это Гольдони, который испытывает ностальгию по юности, страстям, любовным вихрям
В Ростовский молодежный вы приехали по приглашению его нового главрежа Михаила Заеца. Давно знакомы?
Еще как давно, и, представьте, произошло это благодаря Гольдони. Ту роль, которая в «Хозяйке гостиницы», поставленной в Александринке замечательным режиссером Владимиром Егоровичем Воробьевым, была у меня, в Тюменском драмтеатре играл артист Миша Заец. Там тоже была постановка Воробьева, и Владимир Егорович, как рассказывает Миша, показывал ему видео с моим участием. Ну а потом, когда я стал ставить спектакли, и судьба привела меня в Тюмень, мы с Мишей познакомились
Вы рассказывали, что на вашем пути встречались режиссеры, которые позволяли актерам сочинять вместе с ними репетируемый спектакль и даже поощряли стремление к такому творчеству. Став режиссером, вы тоже считаете такое совместное сочинение делом важным и нужным?
Я этого правила придерживаюсь всегда, поскольку убежден, что хороший спектакль может получиться только во взаимном творческом поле режиссера и артистов. Здесь труппа достаточно разнородная,
Вы один из основателей в Питере «Такого театра», который выносит на суд зрителей спектакли уже в течение двенадцати лет. Недавно вы обмолвились, что «Такой театр» подустал Это сегодня такие ритмы, что один год жизни театра вмещает в себя столько, что засчитывается за несколько лет? Как долго, на ваш взгляд, может театр жить и работать, не уставая?
Существует такая теория, что театр живет десять лет, а потом у него возникает кризис. Однако этот кризис может быть успешно преодолен, и тогда театр возрождается, как феникс из пепла. При этом имеется в виду театр не как здание и даже не как традиции, а как хорошего уровня команда, руководимая интересным, сплотившим ее режиссером, в самом прекрасном случае замечательным и даже великим мастером. В этом театре живет дух студийности и ставятся куда более важные задачи, чем развлечение публики.
Говоря об усталости «Такого театра», я имел в виду организационные трудности. У нас нет штатной труппы, мы работаем на самоокупаемости, что сегодня почти невозможно. Мы устали думать об аренде, складах и прочих вещах, далеких от творчества, но, несмотря на это, «Таким театром» дорожим.
Что ж, будем в Питере, постараемся побывать на спектаклях «Такого». Но ваше имя связано не только с театральными постановками. Вы снимались в ряде сериалов, среди которых такие известные, как «Крот», «Золото Трои», «Бандитский Петербург». Многие артисты жалуются на конвейерность сериальных съемок, примитивизм художественных задач и решений. Каково же терпеть все это человеку, который сам режиссер?
Мне никогда не приходилось терпеть: везло, наверное, на толковых режиссеров. С благодарностью вспоминаю работу в сериале «Люди Шпака», где у меня была главная роль. Хотя, действительно,
Вообще в сериалах я снимаюсь редко, приостановить ради них своих театральных коней мог бы, если бы пригласили
При таком подходе к работе можно предположить, что ваша работа по озвучиванию Джонни Деппа в роли Джека Воробья вам творчески интересна и приносит истинное удовольствие. Не возникало ли у вас желания поставить на театральной сцене свою, не менее увлекательную пиратскую или приключенческую историю?
Нет, не возникало. Джек Воробей так или иначе то тут, то там появляется в моих спектаклях (что я замечаю с опаской), потому что это очень заразительный персонаж. Яркая печать Джонни Деппа, дело не в одном только Джеке Воробье, но и других ролях этого глубокого, замечательного артиста, словно висит над тем, что я делаю. Иногда я пытаюсь закрыть ее шторкой, чтобы не мешала. Иногда, наоборот, стараюсь сделать поярче.
Вы родились в Душанбе, но много лет прожили в северной нашей столице. Как вы чувствуете себя в донской столице, сказывается ли ее ритм на работе над спектаклем?
Репетиции я подчиняю своему привычному рабочему ритму, что означает: надо быть все время в тонусе. После репетиций, за порогом театра, можно позволить себе расслабиться и просто прогуляться по городу, что я и делаю с удовольствием, потому что это моя родная южная стихия, с ее ощущениями, запахами, пышной зеленью и т. д.
Осталось добавить, что в Ростове, в самый разгар репетиций, Александр Баргман встретил свой 43-й день рождения, а днем рождения на сцене Молодежного театра «Кьоджинских перепалок» станет 29 июня.