В Музее русско-армянской дружбы в Ростове открылась выставка «Летние сезоны ростовцев и нахичеванцев». Экспозиция была составлена из экспонатов, переданных музею в дар из частных коллекций.
Чем развлекали себя на отдыхе ростовчане век назад? У них были граммофоны, стереопары первое устройство для просмотра
- Ростов и Нахичевань были городами купеческими. У каждого человека было дело, которое нельзя было бросить отправиться на месяц в отпуск он не мог, рассказывает директор музея Маргарита Соколова. Но отдыхать все равно было нужно. И ростовцы, и нахичеванцы отправлялись на дачи.
Туда нередко вывозили половину дома, вещами нагружали целые повозки. Впрочем, некоторые наши предки все же выбирались в Таганрог, на Кавказ или даже в Европу (по делам, например) и привозили оттуда памятные вещицы и фотографии.
Особенный интерес вызывают стереофотографии. Причем и у современных ростовчан: кто бы отказался посмотреть пару слайдов с панорамами Рима или Эдинбурга начала XX века?
Пока ведущий научный сотрудник музея Ирина Шаповалова рассказывает про летний народный календарь, на проекторе мелькают иллюстрации и фото. Выезжая на дачи, горожане прошлого столетия были не прочь и домашние спектакли устроить, и отметить народные праздники.
- Летний народный календарь интересен тем, что в нем языческие праздники соединены с церковными, христианскими. Наши прабабушки были очень хорошо с ним знакомы, Шаповалова оборачивается к проектору. Вот Семик, девичий праздник, седьмой четверг после Пасхи, а на следующей картинке семиковое дерево. Ленточками украшено. Сережа, листай
За резной ширмой прямо позади проектора прячется человек за компьютером: современная аппаратура не слишком вписывается в антураж выставки. Работники музея нашли удачный выход: ширма тоже экспонат. Она часть воссозданного интерьера фотоателье.
Выставка совсем небольшая, камерная, но каждый экспонат так и хочется потрогать. «Примерить» на себя образ жизни ростовцев и нахичеванцев начала прошлого столетия и сравнить, как отдыхали они и как сейчас это делаем мы, живя в том же «городе людей, которые не спят».