Как не получится дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя дважды побывать в одном и том же «Танаисе». В этом археологическом музее-заповеднике что ни сезон, то неожиданная находка. Или — новый экскурсионный объект. Или — интерактивная новинка.

Вид со смотровой площадки

Недавно на территории древнего городища появилась протяженная смотровая площадка. Со скамеечками. Так что теперь рассказ о судьбе этого степного островка античной культуры, который, пока хватало сил, не покорялся злой судьбе и восставал, как феникс из пепла, можно слушать, глядя на простирающуюся до самой реки живописную панораму. Так и поступили участники пресс-тура, организованного Южным управлением министерства культуры РФ и министерства культуры РО в рамках подготовки к XII Всероссийскому съезду органов охраны памятников истории и культуры.

Желающим, как прежде, в прямом смысле слова, прикоснуться к седой танаисской старине такое новшество вряд ли придется по душе. Но у смотровой площадки больше плюсов. Она особенно удобна для возрастных туристов и людей с ограниченными возможностями. Выиграли от нее и сами раскопы. Ведь чем ближе к ним проходят туристские тропы, тем больше риск разрушений.

Единственное недоумение — материал для деревянного помоста. Выбор сделан в пользу сосны. Но едва ли это оптимальный вариант. Тут бы лиственницу. Чтоб всерьез и надолго.

Второе рождение пифоса

Чем особенно интересно посещение археологического музея-заповедника, так это тем, что тут можно наблюдать за самим ходом раскопок. Или — этапами воссоздания будущего экспоната, найденного порой в весьма плачевном состоянии.

К примеру, этот сосуд — пифос — погиб в древности при пожаре, раскололся на множество частей. Их извлекли из земли, и то, что удалось спасти, сложили, как пазлы в мозаике. С помощью одеяла и подушек сосуд, у которого появилась надежда на новую жизнь, установили на треногу в одном из музейных двориков. В этой непростой «операции» участвовали наши, ростовские, и владимирские студенты, — они сейчас в «Танаисе» на практике. А специалистам предстоит продолжить реконструкцию пифоса.

Для чего нужна была танаитам эта посудина? В таких пифосах хранили оливковое масло. Или мед, вино.

Если вместимость пифоса превышала сто литров, в нем вряд ли было вино высшего класса. Хорошее вино, как говорят историки, покупали небольшими амфорами.

Под колпаком

Музей-заповедник «Танаис» обладает уникальной коллекцией амфор, но ее посещение в экскурсионную программу обычно не входит. Здесь посетители — это, как правило, узкие специалисты. Однако для участников нашего тура сделали исключение.

Впрочем, туристы «Танаиса» тоже не должны чувствовать себя обделенными: и в музейных экспозициях множество амфор разных форм и размеров.

Сейчас завершается работа над проектом нового экспозиционного комплекса музея-заповедника. Это — уже не первый проект. Он, как и прежний, масштабен и многообещающ. Планируется, к примеру, такой экскурсионный объект, как археологический раскоп под стеклянным колпаком. Не собирательный образ раскопа, а реальный археологический объект. Со следами пожарища, в котором погиб древний город, и всем, что на конкретном том участке откопали.

Кому — алтарь, кому — ножка от мебели

—  А почему в Танаисе до сих пор не нашли храм или следы других общественных зданий?

Сотрудники музея-заповедника часто слышат подобные вопросы. Их ответ туристов очень удивляет. Ведь, как теперь уже очевидно, на сегодняшний день раскопана только маленькая часть древнего города.

Кроме того, специфическая территория, специ­фическое варваризированное население… Здесь порой случаются такие находки, предназначение которых не сразу поймешь.

Этот (но только тогда разбитый вдребезги) артефакт откопали в середине 1990-х годов. С одной стороны его украшает голова быка (конечно же, изображение сакральное), с другой — женщины. Точнее, наверняка богини. Было очевидно, что на этом артефакте в древности совершались воскурения.

Реставраторы вернули находку к жизни. И все решили, что это — алтарь, погибший в третьем веке до нашей эры, а до того служивший многим поколениям танаитов. Проштудировали специальную литературу, но аналогов ему не нашли.

А четыре года назад сотрудники музея-заповедника побывали в Турции в музее, расположенном на территории античного города Пергам, и увидели почти точно такую же вещь. Вот только совсем не слово «алтарь» было написано на пояснявшей эту древность музейной надписи. А что же? Ножка мраморного стола!

Так, значит, ошибочка вышла? Не алтарь вовсе нашли тогда в Танаисе?

— Алтарь, — подтвердил Сергей Ильяшенко, зам. директора музея-заповедника. — В своем роде, несомненно, уникальный. И пояснил, что первоначально эта вещь действительно была ножкой мраморного стола, изготовленного в Пергаме. Этот стол привезли в Танаис, и какой-то эллин наверняка использовал его по назначению. Но время шло, от эллинов этот стол перешел к людям других традиций и культуры, и его впечатляющая ножка стала в их глазах достойной претенденткой на роль алтаря…

Земля Танаиса хранит еще великое множество загадок, сюрпризов, открытий. Но будут ли они явлены миру, зависит не только от археологов. Значительная часть территории, на которой располагался древний город, принадлежит сегодня другим организациям и частным лицам. А законы, направленные на сохранение объектов археологического наследия, пока еще не совершенны. Так что большая надежда на власти, которые помогли бы выкупить хотя бы часть земель, и духа — гения этого места, не давшего Танаису безвозвратно кануть в Лету.