• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
7 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Культура
  • Проведать бы свой монумент…

Проведать бы свой монумент…

Дата публикации: 16 авг 2013 г.

Это было похоже на сцену из старого доброго советского фильма: ватага девчонок провожает подругу до самой приемной комиссии художественного училища, потому что не сомневается в ее талантливости и готова убедить в этом любых мэтров.

Марина Каминская
Марина Каминская
2500

Фото/Видео: Марина Каминская

Проведать бы свой монумент…

Так начинался путь в искусство будущего донского скульптора Евгении Лапко, автора или соавтора многих известных монументов, установленных в Ростовской области. Среди них — Кумженский военный мемориал, памятники  в честь Первой Конной в Пролетарске и солдатам Великой Отечественной  в Егорлыке, мемориал «Памяти жертв фашизма», воздвигнутый в Змиевской балке в Ростове.

Мы сидим с Евгенией Федоровной во дворе ее дома и листаем большой альбом с фотографиями ее скульптурных работ, — тех, которым была уготована долгая жизнь, и таких, которые существовали лишь в гипсовых эскизах, а на люди по какой-либо причине не вышли.

—  Однажды кому-то из отцов города пришла в голову идея украсить нижний ярус центрального ростовского парка имени Горького скульп­турой рыбака с богатым уловом, — вспоминает Евгения Федоровна. — Я и мой муж Борис Кузьмич придумали фигуру рыбака с осетром, а наша коллега Ариадна Санамянц сделала макет рыбака с сомом.  Ни та, ни другая скульптура не вызвали нареканий, но в парке так и не появились.

Почему — Евгения Федоровна не знает. Возможно, возникли  опасения, что эти композиции спровоцируют народ  на ненужные сравнения: «Эх, было время, когда и осетров приносили с рыбалки»…

Лапко жаль, что невостребованным или известным лишь узкому кругу специалистов остался ряд лирических  ее работ, но на судьбу она не в обиде: все же многого удалось добиться, оставить свой след на земле.

— Вы с детства мечтали  изваять такие фигуры, которые бы украсили парки, улицы, площади?

— Представьте себе, не мечтала. И даже в старших классах еще не определилась окончательно, какую выбрать профессию. А тут грянула война, и мой родной город Ленинград оказался в кольце блокады. Я поступила в фельд­шерскую школу.

Когда нас, ее учеников, стали посылать на дежурство в больницу, я поняла, что медицина — точно не мое. Не выдерживали мои нервы  криков раненых, вида  крови, тел, изуродованных осколками снарядов. 

Какое-то время я в этой школе проучилась, а как только объявили набор в художественное училище, наши девчонки сказали: «Вот туда тебе и надо поступать!». В фельдшерской школе я рисовала какие-то плакаты, стенгазеты, так что в глазах учениц уже была художницей.

Я боялась переступать порог художественного училища, думала, что проиграю в сравнении с другими абитуриентами, но оказалось — наоборот. На их фоне я выглядела  профессором. Ведь среди них много было комиссованных с фронта по ранению, людей с очень слабой художественной подготовкой и даже без оной. Я же до войны училась в художественной школе, а в школе фельдшерской, спасибо ей за это, получила хорошие познания в анатомии.

Почему выбрала именно скульптурное отделение, сама не знаю. Наверно, так мне было суждено. Ведь там я встретила и своего будущего мужа Бориса Лапко. Он был молодой фронтовик, потерявший на войне ногу.

Когда мужа как коммуниста и перспективного скульптора направили после училища в Ростов, я, конечно, последовала за ним.

В Ростове на  первых порах  супругам Лапко в бытовом плане было непросто: сначала угол снимали, потом  получили свой, но это была  комната, переделанная в жилую из душевой…  Но зато здесь их ждала интересная работа. Это окрыляло.

— А бывали в вашей жизни нечаянные радости?

— Конечно, бывали.  Шла однажды по дороге и нашла большой кусок прекрасного мрамора, вырезала из него портрет девочки. Говорили, что неплохо получилось.

— Какие сюжеты вас особенно увлекали?

— Животных нравилось лепить: лошадей, собак. Но вообще меня всегда увлекал сам творческий процесс. Как правило, над какой скульптурой трудилась, та на тот момент и была любимой.

— И портреты Ленина в том числе?  Над этой исторической фигурой вы ведь работали не единожды.

— Это — правда. В этом смысле Ленин был наш кормилец.  Но Ленин и в то время был уже легендой. Мы с мужем старались создать образ мудрого государственного руководителя, человека, наделенного множеством душевных достоинств, у которого были узнаваемые ленинские портретные черты. Радовались, если это удавалось.

В перестройку о Ленине много чего стали писать и говорить, я ни с кем не спорила. Просто отошла в сторону.

— А ваш интерес к теме Великой Отечественной, которая в вашем творчестве занимает  очень заметное место, объясняется юностью в блокадном Ленинграде?

— Работы, посвященные  Октябрьской революции и Великой Отечественной, привлекали меня прежде всего мощностью звучания.

Самая мощная по звучанию из скульптурных композиций, которые ваяла Евгения Лапко, — это  монумент  в память о тысячах людей, расстрелянных фашистами в Змиевской балке. Его авторами обычно указываются трое: Борис и Евгения Лапко, Николай Аведиков. Но, по словам Евгении Федоровны,  деятельное участие в создании этого мемориала принимали и двое их с Борисом Кузьмичем сыновей. Первоначально они собирались пойти по родительским стопам, получили художественное образование, но потом избрали иные жизненные дороги.

Фигуры Змиевского  мемориала огромны, ваять их в обычной художественной мастерской было невозможно. Скульпторам выделили под мастерскую  целый цех одного из ростовских заводов, а потом они работали уже в самой балке, куда им подвозили необходимые материалы.

Сегодня этот мемориал нередко называют грандиозным, а Евгения Федоровна вздыхает:  работа велась в сжатые сроки,  почти в авральном режиме, чтобы успеть к дате — 30-летию  Победы. Если бы не  эта гонка, можно было бы еще поработать над художественным решением, что-то сделать иначе. Но условия создания  памятника – это тоже интересная особенность своего времени.

В этом году Евгении Федоровне Лапко исполняется 90 лет, но ее по-прежнему можно встретить на открытии различных художественных выставок.  А вот свои мемориалы  она, как говорит, не проведывала уже давно:  далеко они от ее дома, трудно добраться. Одна надежда: скоро покажут их в выпусках теленовостей. Ведь приближается 70-летие со дня полного и окончательного освобождения Ростовской области от гитлеровских оккупантов. В такие знаменательные дни к военным монументам, изваянным Лапко, идут наши земляки,  несут цветы.

   

Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Где будет город-сад?
Где будет город-сад?

Первое заседание градостроительного совета области было посвящено проблемам озеленения.

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA